«Без знания прошлого нет будущего», говорят умные люди. В пику предновогодних прогнозов «на завтрашний день» совершим экскурс в уже минувшее и попытаемся найти что-то полезное, занимательное из истории денег Татарстана. Не претендуя на достоверность (пусть об этом спорят историки), мы попытались найти в современных исследованиях ученых или просто в казанских мифах факты, которые нам показались интересными.
Начнем с филологических изысков. Большинству из нас, наверняка, известно происхождение слово «деньги». По устоявшейся версии «деньга» происходит от тюркского «таньга», что переводится, как «звенящий». Деньга была одной из самых старых московских монет равная 1/200 рубля. Существует мнение, «таньга» пришла в тюркский язык из греческого языка от монеты «данака» во время завоеваний Александра Македонского.
Еще одно тюркское происхождение имеет слово «алтын». Его этимологию объясняют по-разному: по-тюркски алты означает шесть, а алтын – «золотой». Однако на Руси этот «золотой» означал монету в шесть денег = три копейки. Долгое время 15 копеек называли «пятиалтынным». Пятиалтынник – серебряная монета в 15 копеек – впервые появилась в России в 1726 году.
Но в нашем крае все же были не «таньга». В исследованиях историка Равиля Фахрутдинова о Волжской Булгарии говорится, что сначала булгары пользовались привозными монетами – арабскими диргемами. Позднее начали их чеканить и в своих городах, а затем наладили производство собственных монет от имени великих князей. «Чеканились монеты в Волжской Булгарии в Х веке, но потом это прекратилось, и последующие XI – XII века называют даже безмонетными. Данное явление еще не нашло своего научного объяснения».
Монета, правда, чешская, вообще сыграла определенную роль для будущего Казани. Возможно, не найдя археологи ее в 1997 году – никакого своего тысячелетия столица республики не справляла.
Только в XIII – XIV вв. деньги снова стали актуальными. В музейных архивах города сохранились несколько серебряных диргемов, правителей тех времен. Правда выпуски были небольшие по объему и играли не экономическую, а политическую роль. Если на Руси символика и надписи на монетах были христианские, в Волжской Булгарии, соответственно, были мусульманские.
Далее в XV веке после завоевания Казанского ханства пришли сюда и русские деньги. Кстати, по преданиям, когда войска Ивана Грозного подошли к Казани, несметные ханские сокровища были утоплены на дне озера Кабан. В водную пучину погрузили тонны ювелирных изделий; золотых слитков, монет, как собственных, так и персидских, русских и западноевропейских. Клад так и не был найден.
После присоединения к Москве в обиходе были только русские деньги. Правда, в среде местного населения уважаем был и натуробмен. Занимательно, что у казанцев сохранилась тяга к печатанию денег. В конце XVIII– XIX вв. местные умельцы научились достаточно искуссно «рисовать» рубли. Участь фальшивомонетчиков была печальна, по большинству из этих эпизодов были вынесены смертные приговоры.
В это время казанская губерния становится ведущим купеческим регионом и, говоря актуальной сейчас фразой, привлекательна для инвестирования. О купеческих династиях можно подробно говорить отдельно, только подчеркнем, что их доход составлял сотни тысяч рублей, по тем временам очень большие деньги. В городе в XIX – в начале XX вв. открывались представительства столичных московских банков.
В 1915 – 1917 гг. в разгар первой мировой войны в казанское отделение Государственного Банка из Москвы было эвакуирован золотой запас страны. В десятках вагонов были вывезены тонны золота, рублей, царских монет. Но после начала смуты в городе в 1918 году дальнейшая судьба российской казны становится непонятной. Было принято решение отправить ее в другие российские города. Но золото растерялось как в городе, так и по пути дальнейшего его следования в Самару. Судьба «золотого эшелона», как и ханских захоронений в Кабане, обросла легендами. Возможно, шанс разгадать эти мифы, уже в новом году, достанется кому-то из вас?