Автопробегом, шествием и пикетом с митингом отметили вчера общероссийский День гнева казанские автомобилисты. Выступили они за соблюдение закона о полиции, отмену транспортного налога и сказали свое веское слово против необоснованного и бесконтрольного повышения цен на топливо. Всего в митинге приняли участие около 80 человек.
Активность общественного движения против повышения цен на топливо в Казани постепенно набирает обороты. Если в прошлые годы в акциях участвовал от силы десяток автомобилей, то в минувшее воскресенье организаторы насчитали около 50 машин. Причем некоторые водители присоединялись к протестующей колонне уже по ходу движения. По всей видимости, все эти повышения цен, двойные налоги и некачественные дороги людей «уже достали».
«Успех прошедшей акции превзошел наши ожидания, – говорит руководитель татарстанского отделения ФАР Рамиль Хайруллин. – Мы ожидали около 30 машин, но их оказалось гораздо больше. Во время автопробега по городу к нашей колонне присоединялись сочувствующие автомобилисты, горожане приветствовали нас гудками, моргали фарами. Видимо, стало задевать народ то, что цены растут совершенно необоснованно. Нам удалось организовать и шествие с плакатами, и митинг, и сбор подписей под требованием провести аттестацию руководства управления ГИБДД. Хочется выразить благодарность сотрудникам ГИБДД за то, что не мешали проведению мероприятия».
По словам Хайруллина, в новом законе о полиции есть немало полезных статей, соблюдение которых поможет добиться и соблюдения законности, и порядка на дороге и в то же время позволит соблюсти гражданские права и свободы автомобилистов и всех граждан. А что касается совместной работы ГИБДД и ФАР, то это было бы самым действенным способом улучшить ситуацию на дорогах, снять напряжение в отношениях водитель–инспектор. «Общие цели надо решать совместными усилиями, – добавил руководитель татарстанской ФАР. – А к диалогу с ГИБДД мы всегда готовы».
«Конечно же, подобные акции – это инструмент привлечения к проблеме внимания как властей, так и общества в целом, – считает аналитик ИК «ФИНАМ» Анна Мишутина. – Хотя власти прекрасно понимают эти проблемы и, кстати, решают их. Достаточно вспомнить совещание премьера по ценам на бензин, где он потребовал от нефтяников решить проблему роста розничных цен на топливо. Единственное, что следует отметить, – в текущих условиях, когда имеют место волнения в арабских странах, власти могут более чутко прислушаться к «чаяниям» народа и, возможно, удовлетворить их».
Кстати, на рост топливных цен активнее всего реагируют интернет-сообщества. В социальных сетях распространяется призыв бойкотировать крупные АЗС – отказаться от их услуг на пару месяцев. «Если топливо не будут покупать долгий период, продавец будет вынужден снижать цены. Когда они снизят цены, другие продавцы будут вынуждены сделать то же самое! Но для достижения эффекта нам нужно, чтобы компании лишились действительно тысяч клиентов... Если каждый, кому надоело платить корпорациям бешеную цену за бензин, перешлёт это сообщение следующим 10 людям – уже через неделю 300 млн человек будут в ней участвовать», – такой посыл сообщений в социальных сетях.
Несмотря на подобные инициативы, самым популярным методом высказать свое недовольство для автомобилистов остаются массовые акции и автопробеги. Однако и они не панацея. В 2009 году, когда прошли акции автомобилистов в 40 регионах России, власть сначала отменила повышение транспортного налога на федеральном уровне и отдала возможность повышения ставки на места, пытаясь свалить ответственность на региональные власти. Автомобилисты тогда требовали включить транспортный налог в стоимость топлива и сделать его целевым. В высших эшелонах власти долго обсуждали эту инициативу, но решили сделать по-хитрому: при сохранении транспортного налога подняли акцизы. По сути, этот обман стал возможен благодаря тому, что автомобильное сообщество потеряло интерес и веру в свои силы, ссылаясь на «невозможность ничего добиться». Общество смирилось с происходящим как с неизбежностью и само развязало руки тем, кто так долго этого ждал.
Повлияют ли действия автомобилистов на нефтяные и топливные компании, пока неясно. Скорее всего, нет, потому что для действительно резонансного события нашим акциям не хватает массовости. И если в Москве в ответ на начавшийся автопробег колонны из 300 машин ГИБДД включила на Садовом кольце «зеленую волну», чтобы не создавать заторовых ситуаций, наши казанские силовики молча наблюдают.
Тем временем в Государственной думе РФ решили еще больше ограничить права автомобилистов на протест. Согласно поправке к проекту закона об ограничениях автопробегов, митинговать можно будет не более чем десяти машинам.
Сначала предполагалось, что протестующие автомобилисты должны сообщать при заявке на акцию количество автомобилей, маршрут и среднюю скорость, двигаться колонной и не занимать больше половины проезжей части. Однако после консультаций с ГИБДД единороссы внесли поправку. Теперь колонна митингующих не может составлять менее трех и более десяти транспортных средств, следующих по согласованному маршруту друг за другом с включенными фарами и по одной полосе движения (не далее второй). Причем организаторы будут отвечать за то, чтобы их мероприятие не вызвало заторы, а занять можно будет лишь треть проезжей части.
Значит, автопробег не сможет пройти не только по дороге с односторонним движением, но и по двухполосной дороге. Одновременно запрещено будет устраивать пробеги на автомагистралях и в тоннелях.
То есть согласно этому закону теперь центр Казани для автопробегов будет закрыт. Как и магистральные – широкие улицы. Передвижение по воздуху пока законом не возбраняется.