Получать страховку после ДТП хотят не только водители, но и пешеходы. Представители межрегионального общественного движения «Союз пешеходов» передали на рассмотрение в Госдуму свои предложения по изменению системы страховых выплат пострадавшим «безлошадным» участникам дорожного движения.
Главное предложение союза – ввести предварительную страховую выплату пострадавшим пешеходам. На сегодняшний день для того чтобы установить степень причиненного вреда здоровью пешехода, требуются долгие медицинские экспертизы. А деньги на лечение и лекарства пострадавшему, как ни странно, нужны незамедлительно. Таким образом, по мнению активистов, пострадавшие пешеходы оказываются более ущемленными в правах по сравнению с автовладельцами или пассажирами, получившими травмы при ДТП.
«Мы предлагаем производить предварительную страховую выплату в размере 25% от установленного лимита на основании медицинской справки о телесных повреждениях, – сообщил председатель центрального совета межрегионального общественного движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов в интервью «Российской газете». – А после того как определится степень тяжести повреждения (то есть через два-три месяца) – остальную часть, в соответствии с установленными лимитами. Например, легкий вред здоровью – 50%, вред средней тяжести – 75%, тяжкий вред – 100%».
«В законе «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 №40-ФЗ говорится лишь о сумме и порядке получения компенсации пешеходами, попавшими в ДТП, – комментирует аналитик ИК «ФИНАМ» Анна Мишутина. – А вообще, права пешеходов никак в ОСАГО не прописаны – ведь предназначено оно для страхового покрытия ответственности автолюбителей, а не третьих лиц. Чтобы хоть как-то защитить интересы пешеходов, прежде всего надо увеличить размер страховой выплаты: существующего страхового покрытия зачастую недостаточно для оплаты медицинских и проч. услуг. Однако повышать размер выплат необходимо без увеличения стоимости полиса ОСАГО, получаемая в рамках предоставления данной услуги страховщиками прибыль позволяет не увеличивать расходы автомобилистов на данный вид страхования. В принципе, с возмещением ущерба за причинение вреда здоровью прекрасно справляется добровольное страхование здоровья и жизни. «ОСАГО для пешеходов» имеет, в принципе, право на существование, но только разве что для случаев, когда передвижение пешеходов несет крайнюю опасность для окружающих».
В свою очередь, представители страховых компаний не считают, что права пешеходов ущемлены. Они утверждают, что травмированный пешеход располагает такой же законодательной базой для защиты своих прав, как и любой другой пострадавший участник дорожной аварии.
«В новых поправках к закону об ОСАГО прогнозируется внесение некоторых изменений при возмещении компенсационных выплат потерпевшим пешеходам. Например, в рамках этих изменений планируется разработать четко фиксированные выплаты за каждый вид телесных повреждений, – говорит директор филиала ОСАО «РЕСО-Гарантия» Ирина Кубаевская. – Если же пострадавший потратит на лечение сумму, превышающую размер выплаты, он также вправе взыскать эти средства с автовладельца, причинившего ему вред. В данном случае право на расчет страховой выплаты он получает в соответствии с главой 59 Гражданского кодекса РФ».
Однако казанские правоведы имеют собственное мнение на сложившуюся практику. «Пешеход совершенно никак не защищен от ДТП и его последствий, – говорит юрист компании «АвтоЮрист» Ильнар Шатхетдинов. – В нашей практике постоянно фигурируют дела, когда суд вынуждает страховую компанию выплатить пешеходу расходы на лечение. То есть сами страховщики платить за лечение пострадавшего отказываются. И даже по суду оплачивают все только по квитанциям и чекам. Думаю, что инициатива Союза пешеходов должна быть поддержана».
По мнению медиков, предложение тоже вполне жизнеспособно: врачи в состоянии поставить диагноз пострадавшему в течение первых часов после аварии.
«Травматологи и хирурги на основании рентгенограммы и других методов ставят точный диагноз о полученных травмах и прогнозируют их вероятные последствия, – комментирует директор медицинского центра «Дом здоровья» Елена Михайлова. – Таким образом, доктор уже в первые часы после аварии способен установить степень тяжести, причиненную здоровью потерпевшего. Почему такие экспертизы длятся недели, логически объяснить трудно».
Правда, ряд экспертов в области права утверждает, что предложение Союза пешеходов некорректно с юридической точки зрения и вряд ли способно найти воплощение в действительности. На их взгляд, введение предварительных выплат по ОСАГО приведет к тому, что пешеходы будут намеренно бросаться под колеса, оформлять справки в частных медицинских клиниках и требовать возмещения денег.
«Судебно-медицинская экспертиза существует для того, чтобы установить все обстоятельства происшествия, выяснить, какие причины его спровоцировали, и сделать вывод, кто же является его виновником, – комментирует директор НП «Южно-Уральская юридическая компания» Александр Донцов. – А для этого требуется не один день. К тому же в законе об ОСАГО вряд ли удастся прописать все повреждения, которые можно получить при ДТП. Если же пешеход желает получить страховую выплату в более ранние сроки, ему достаточно лишь самостоятельно оформить полис страхования жизни и здоровья».
В настоящее время предложения пешеходов-активистов рассматривают депутаты, и, возможно, часть этих инициатив в будущем найдёт свое воплощение. Поправки в закон об ОСАГО, которые ужесточат контроль за деятельностью страховщиков и улучшат условия страхования для водителей и потерпевших, по предварительным прогнозам, должны вступить в силу уже в этом году.