Новую программу развития завода представили сегодня на АвтоВАЗе. Подготовлена она необычно – с точки зрения 2020 года, то есть как взгляд из будущего в прошлое. Чем вызвана столь необычная форма подачи, никто не сознается. Однако первые шаги в реализации светлого будущего уже сделаны – вчера между правительством Республики Татарстан и открытым акционерным обществом «АвтоВАЗ» подписано соглашение о сотрудничестве.
Современные мастера фантастики могут «нервно курить в сторонке»: такого подхода история автомобилестроения еще не знала. Согласно плану в 2020 году завод встал (встанет?) на одну ступеньку с ведущими мировыми автопроизводителями. И даже конкурирует с ними! В ценовой политике.
Руководство завода «вспоминает», что «ключевым фактором успеха для них стало глубокое партнерство с Renault, позволившее обновить модельный ряд, процессы НИОКР, панель поставщиков. Выделение неключевых активов, программы повышения эффективности и оптимизации персонала позволили АвтоВАЗу выйти на мировой уровень производительности труда (25 автомобилей на одного работника) и повысить качество в 10 раз, снизив показатель гарантийных случаев 3MIS IPTV до 30. С точки зрения рынка АвтоВАЗ производит модели сегментов В, С, MPV, SUV В/С, уверенно занимая почти весь ультрабюджетный ценовой диапазон (до 250 тыс. руб.) – данный диапазон в сегменте В составляет 30% производства. Реализуя преимущество по цене, автогигант лидирует в новых для него сегментах MPV-B (60% доли рынка) и SUV-B (50% доли рынка)».
«Разработкой программы занимался г-н Буренков, и почему он выбрал столь необычную форму подачи материала, мне неведомо, – комментирует заместитель генерального директора официального поволжского дистрибьютора АвтоВАЗа компании КАНАВТО Сергей Чернов. – Тем не менее вчера первые шаги по реализации плана были сделаны. В Казани подписано соглашение о долгосрочном сотрудничестве».
Напомним, 26 апреля в министерстве промышленности и торговли РТ первый заместитель министра Владимир Соловьев провел встречу руководителей промышленных предприятий республики с вице-президентом по закупкам ОАО «АвтоВАЗ» Дамиром Кашаповым. На этой встрече как раз и обсуждали перспективы сотрудничества между предприятиями республики и заводом.
А обсудить было что. Вице-президент компании Дамир Кашапов, говоря о сотрудничестве с производителями автокомпонентов, сообщил, что завод планирует идти по пути укрупнения и специализации поставщиков, оставив порядка 50 системных партнеров. При этом сотрудничество с другими партнерами может и сохраниться. «Мы хотим долгосрочных, прозрачных взаимоотношений с партнерами, выполнения ими наших требований к качеству автокомпонентов. Для того чтобы остаться или стать поставщиком комплектующих АвтоВАЗа, необходимо сертифицировать производство по ИСО 16949», – подчеркнул Кашапов.
Ну а что касается конкретики, то в Татарстане АвтоВАЗ заинтересован в сотрудничестве с ОАО «Нижнекамскнефтехим». «Сокращение программы выпуска «классики» точно так же ударило и по поставщикам, – объясняет ситуацию Сергей Чернов. – Они вслед за АвтоВАЗом тоже стали сокращать производство автокомпонентов. Но тут «сыграла» программа по утилизации старых авто и качнула маятник в другую сторону. Сейчас «классика» суперпопулярна, соответственно, руководство завода принимает решение резко увеличить выпуск. И, вроде бы, наскребли все комплектующие, а шин-то нет! Вот и приехали договариваться с нашими нижнекамскими производителями».
Стоит сказать, что одними шинами дело не обошлось. Президент Татарстана Рустам Минниханов сразу предложил гостям покупать у нас пластик, благо, по качеству он лучший среди отечественных. Кроме этого, инжениринговая база в Казани («Технопарк») такая, что представители АвтоВАЗа решили здесь «поселиться». А республике от этого только польза – к КАМАЗу и «Соллерсу», автокомпоненты для которых производят в РТ, добавится и АвтоВАЗ. Почему нет?
«АвтоВАЗ ранее заявлял о том, что намерен выбрать лучших поставщиков комплектующих на выгодных для себя условиях, и он рассматривает как иностранных поставщиков, так и российских, – комментирует ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. – Это намерение было также отражено в антикризисной программе завода, принятой в мае прошлого года. Так что и этот визит связан с поиском новых поставщиков комплектующих».
По словам эксперта, это один из пунктов антикризисной программы завода. Нормальные комплектующие способны снизить издержки, повысить качество автомобилей, сделать их более современными, привлечь дополнительных покупателей.
Ну а возвращаясь к программе «из будущего», давайте порадуемся фантастическому оптимизму, с которым подходит к делу директорат волжского автогиганта: «Продуктовый портфель АвтоВАЗа включает девять моделей на трех (или четырех) платформах: две (или три) платформы разработаны АвтоВАЗом («Калина» 4x4), одна платформа предоставлена RN (В0). В разработке АвтоВАЗа находится пять новых проектов на разной стадии проработки, а бюджет НИОКР составляет почти 3% от доходов, что согласуется с мировыми бенчмарками.
Конечно, не «Метро 2033», но текст реально захватывает. Читайте, там еще много всего интересного.