Авто Не все дорога виновата

Не все дорога виновата

Весной этого года эксперты межрегионального общественного центра «За безопасность российских дорог» провели анализ количества ДТП во всех регионах РФ. В результате сложного расчета с учетом большого количества влияющих факторов был составлен рейтинг безопасности. Его лидерами тогда стали Тюмень и Москва, а аутсайдерами – Екатеринбург, Пермь и Казань. Что повлияло на такой результат и что изменилось за прошедшее время, узнавал корреспондент 116avto.ru.

«Свои исследования мы проводили на основании опубликованных на сайте ГИБДД данных по каждому региону и каждому городу, – говорит эксперт межрегионального общественного центра «За безопасность российских дорог» Роман Корнилов. – Могли бы и тенденцию отслеживать, да только вот данные стали появляться все реже и реже. Сейчас ждем, пока все они будут опубликованы. В процессе расчетов рейтинга учитывается большое количество параметров. Это и количество ДТП, пострадавших, погибших, протяженность дорог, количество жителей, расходы на дороги и еще многое другое. Влияет на рейтинг и такая строчка в отчете, как «причина ДТП». Если написано: из-за «неудовлетворительного состояния дорог», то такой показатель учитывается в первую очередь».

Всего вышеперечисленного в Казани хватает в избытке. Тем не менее ситуация с дорогами постепенно выправляется. Дороги латают, разметку наносят, в деревни проводят асфальт. В 2009 году на дорожные работы было выделено 12,9 млрд рублей. В Казани в ноябре ввели в эксплуатацию очередную развязку вместо бывшего «Челнинского кольца», развели поток машин на улице Несмелова, выправили дорогу на Ямашева в районе строительства развязки.

Однако как бы ни старались дорожники, аварийность на трассах и в городе все равно очень высокая. «Парадокс – чем лучше дорога, тем тяжелее аварии, – говорит инспектор ДПС Ленар Сафиуллин, – там, где есть препятствия, неважно какого рода, водители сбавляют скорость и поэтому успевают среагировать на внештатную ситуацию».

Вообще, по данным статистики, количество ДТП в Татарстане и Казани постепенно снижается. Если в 2008 году за 11 месяцев произошло 5473 ДТП, то в 2009 – 5087. В прошлом году на дорогах республики погибших было 145 человек, в этом году за 11 месяцев – 117. При этом количество аварий по вине водителей осталось прежним, а по причине неудовлетворительного состояния дорог – даже выросло.

Конечно, в основном это относится к совершенно «убитым» дорогам. Там же, где на приличном в принципе асфальте вследствие некачественного ремонта возникают редкие, но глубокие выбоины, водители буквально играют в игру «русская рулетка». Кому повезет – пропустит глубокую рытвину мимо или между колес, кому нет – окажется с пробитым скатом и погнутым диском.

Мало кто задумывается, что причиной ДТП нередко становятся и сами ремонтные бригады, призванные ситуацию улучшать. Если взять в качестве примера Казань, то пресловутый ямочный ремонт превращается для водителей в самую настоящую засаду! Всего за пару часов улица может превратиться в полигон для слалома: рабочие разделывают трещины и дыры в дорожном покрытии вширь и вглубь, подготавливая их для ремонта. Вот только заделывать эти искусственные препятствия никто не спешит. Бывает, что улица месяц представляет собой полосу препятствий. «Погода неподходящая», – говорят строители. Кто ж вам мешал заделать дыры сразу после их вскрытия? – возникает резонный вопрос.

На прокладку дорог в старину влияли следующие факторы:
1. Дорога должна была быть как можно короче (не знаю, что больше жалели – себя или лошадь);
2. На ней должно быть как можно меньше вертикалей (по возможности);
3. Как можно меньше грязи и воды (в этом случае лошадь не жалели – ехали в объезд, поднимались выше, т.е. как позволяла местность).
Дороги с жестким покрытием появились в России достаточно поздно, в I половине XIX в., и то ближе к Москве и Петербургу.
В конце 50-х гг., когда асфальт уже применялся, в Зеленодольском районе была замощена бутовым камнем дорога от Горьковского шоссе к д. Кульбаши. Асфальт там положили летом 1970 г. В 1983 г. на дороге Актаныш – Мензелинск – Набережные Челны асфальт заканчивался на границе с Мензелинским районом, затем шла мощеная дорога. В 1997 г. на дороге Камское Устье – Тетюши тоже асфальт был фрагментами, за деревней Сюкеево кончался и появлялся вновь у с. Монастырского.
Кстати, мостовая при должном внимании и уходе служит дольше, чем асфальт.

Также на состояние аварийности влияет освещенность дороги. Чем она хуже, тем больше ДТП. Недостаток света скрывает опасные изъяны дорожного покрытия. Кроме того, проблема многих отечественных магистралей состоит в том, что они проложены через населенные пункты. А в них по тем же дорогам ходит и тяжелая сельскохозяйственная техника. Отсюда заторы, нервы, спешка и как результат аварии. Кроме того, как показывает практика, на трассах смертельных столкновений «в лоб» позволяет избежать разделительный барьер. Вот только установлен он «кое-где», да и большинство дорог у нас, даже федерального значения, на дороги похоже мало.

Еще в конце 2005 года Владимир Путин, тогда еще президент России, сказал, что в нашей стране дорожно-транспортный травматизм вырос до уровня острейшей проблемы, которая оказывает влияние даже на демографическую ситуацию и представляет угрозу национальной безопасности. Поэтому 20 февраля 2006 года правительство России утвердило федеральную целевую программу «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах», которая была направлена на объединение усилий государственных и общественных организаций для преодоления кризиса безопасности дорожного движения. Тогда задача была сформулирована просто: сокращение числа погибших в результате дорожно-транспортных происшествий в 2012 году в полтора раза (по сравнению с 2004 годом).

Сейчас этот документ – основной ориентир для всех государственных структур, связанных с обеспечением безопасности на дорогах. С тех пор количество полученных на ремонт и строительство дорог денег исчисляется миллиардами. Дороги ремонтируют, расширяют, освещают и «полосуют» краской, но ситуация с количеством ДТП меняться не спешит.

Стоит заметить, что кроме «ровности» и наличия знаков на безопасность дорог существенно влияет и обслуживание. Особенно зимой. Есть регионы, где дороги в зимние месяцы поистине становятся непроходимыми. Омск, Новосибирск, Нижний Новгород, Уфа, Челябинск, Казань, Екатеринбург и Пермь как раз в этом зимнем рейтинге. Понятно, что снегопады, понятно, что гололед, но, как всегда, коммунальные службы оказываются каждый раз застигнутыми врасплох. И вот она – статистика несчастных случаев.

«Из-за непрекращающегося ямочного ремонта, которого надолго все равно не хватает, дороги в Казани действительно плохие, – говорит заведующий Казанской школой высшего водительского мастерства Евгений Горожанин. – В Казани ямы появляются очень быстро. Отсюда страдают и машины, и водители. Кроме того, наш менталитет и стиль вождения – не замечать никого кроме себя – выделяет Казань. Нет уважения к окружающим. А ведь водитель должен думать не только о себе. Отсюда и аварии».

«У нас преобладает антиправовое сознание, – считает юрист Александр Сергеев. – Личное довольно быстро стало выше общественного. Если кто-то нарушает ПДД – он «скотина», если я – найдется миллион оправданий. Другого, будь он пьяным за рулем, кроем матом, себя оправдываем: выпил, а ехать-то надо. Как раз об этом и надо говорить, а не кивать на плохие дороги. Все зависит от нас самих».

Сотрудники ГИБДД в разговоре о безопасности на дороге высказываются практически единодушно: причина высокой аварийности в Казани – большое количество машин при слабой инфраструктуре. То есть город к такому потоку автомобилей попросту не готов: улицы узкие, развязки можно пересчитать на пальцах одной руки. При этом каждый год количество машин растет на 20-30 тысяч штук. Пешеходы при этом продолжают бегать через дорогу.

Вторая причина, о которой говорят в ГИБДД, – наплевательское отношение граждан к закону. Система штрафов недостаточно сурова, да и мелкие нарушения часто тянут за собой более крупные. Воспитывать уважение друг к другу необходимо, и крупные штрафы могут помочь людям осознать свою неправоту.

То есть получается, что государственная программа по развитию сети дорог работает, а дороги как раз и влияют на показатели во время подсчета рейтинга. Остается ждать, пока ГИБДД выложит свои данные по ДТП. Будем надеяться, что в этот раз Казань покинет «почетное» последнее место и станет все же более похожа на нормальный цивилизованный город.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем