План по включению части окрестных районов в состав Казани наталкивается на настороженную позицию муниципалитетов и самих сельчан. Между тем сегодня казгордума поддержала инициативу кабинета министров РТ об изменении границ столицы республики.
К Казани планируется присоединить территории нескольких поселений: Высокогорского, Дачного, Семиозерского (Высокогорский район), Большекабанного, Матюшинского, Песчано-Ковалинского, Столбищенского, Орловского (Лаишевский район), Богородского и Кощаковского (Пестричинский район). Теперь дело за волеизъявлением жителей этих районов и казанцев: решением казанских депутатов утверждены сроки референдума – 2 декабря, одновременно с выборами в Госдуму России.
Тогда и станет ясно, не потонут ли голоса противников присоединения в общем хоре одобрения: для города его плюсы очевидны. Выше численность казанцев – весомее статус. Амбициозные планы по строительству, пропущенные сквозь призму нового генплана города, требуют свободных площадок. Передача дополнительных земель застройщикам – мощная подпитка городского бюджета, соответственно на социальные блага, которыми пытаются прельстить сельчан, окупятся сторицей. Но последние упираются: были деревенскими – и городскими становиться не желают!
«Я против, – говорит учительница русского языка и литературы Столбищенской школы. – Мы живем своим миром, своим сельским укладом, который очень любим и которым дорожим. Я хотела бы, чтобы наша школа оставалась именно столбищенской средней, а не казанской номерной школой. У нас в районе развито производство, он постоянно благоустраивается, ремонтируются старые школы, строятся новые. Присоединение к Казани принесет повышение налогов, тарифов... Мы, учителя, опасаемся, что останемся без 25-процентной доплаты».
Для сельчан присоединение к Казани сродни покупки кота в мешке: какие-то блага в виде развития инфраструктуры строительства дорог и прочего приобрести в перспективе удастся. Но взамен жертвовать привычным мироустройством – тревожно и хлопотно. Помимо отмены доплат жители опасаются роста налогов за землю и владение автомобилем, цен на услуги ЖКХ. Молодые ребята-педагоги теоретически могут перейти в разряд призывных.
Муниципалитеты предлагают соломоново решение: инициативу одобряют, еще на стадии разработки оговорив, что присоединения населенных пунктов не будет, городу отойдут куски земли – а жители останутся. Как сообщили корреспонденту 116.ru в Совете лаишевского муниципального образования, изначально предполагалось, что сами поселения и предприятия – международный аэропорт, «Жиркомбинат», маслоэкстрадиционный завод останутся в составе района. Если на референдуме будет принято положительное решение, к Казани отойдут только земельные угодья, в частности территория танкового полигона, которая находится в федеральном ведении.
В Лаишевском районе тоже не против поделиться землей, правда, с нагрузкой в виде одного сельского жителя – который вскоре, по-видимому, будет гордо именоваться горожанином.
«На прошлом заседании совета муниципального Лаишевского района, где обсуждался вопрос присоединения части территории к Казани, высказались руководители Богородского и Кощаковского поселений, – рассказывает начальник отдела пестречинского исполкома Рашида Сахабиева. – Они эту идею поддержали: мы не особенно много теряем. Городу предполагается отдать деревню Чернопенье в составе Богородского поселения, где живет один человек и участок земли, относящейся к Кощаковскому».
«Жаль, что до населения подробно не довели преимущества вхождения в состав Казани, – считает начальник отдела комитета экономического развития исполкома Казани Фания Камалетдинова. – Во-первых, это развитие социальной инфраструктуры, во-вторых, решением проблем будет заниматься казанская администрация, которая во многих случаях может действовать более эффективно. Однако намерения обустроить территории не должны оставаться обещаниями, а быть отражены в бюджете города».