Совокупный убыток российских авиакомпаний по итогам 2014 года вырастет более чем в шесть раз, достигнув суммы порядка 30 млрд рублей, сообщает ТАСС.
Убыток российских авиаперевозчиков в 2013 году составлял 4,7 млрд рублей. Ухудшение ситуации связано, во-первых, с изменением структуры авиаперевозок и, во-вторых, с девальвацией рубля. Такую предварительную оценку озвучил Владимир Тасун, президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), представляющей интересы ведущих авиаперевозчиков России. Финансовые потери собственно от авиаперевозок могут составить около 7,7-8 млрд рублей. Предварительный прогноз прибыли российских авиакомпаний на международных линиях – 15 млрд рублей, а убытков от внутренних перелетов – 22,7-23 млрд рублей, пояснил Тасун.
«Это оценки совокупного убытка за счет изменения структуры авиаперевозок», – подчеркнул президент АЭВТ, напомнив, что в 2014 году шел стремительный рост внутренних авиаперевозок, убыточных для авиакомпаний, и замедление, а сейчас и падение объемов перевозок за рубеж, которые приносят основную прибыль. В октябре впервые за 3,5 года было зафиксировано падение авиаперевозок в международном сегменте – оно составило 1,8% по сравнению с октябрем 2013 года.
Основные убытки понесут авиаперевозчики из-за девальвации рубля, ведь, как пояснил глава ассоциации, «95% объема авиаперевозок осуществляется на иностранных самолетах, которые находятся в лизинге, а лизинговые платежи идут в долларах». Президент АЭВТ также напомнил, что в 2013 году объем лизинговых платежей авиакомпаний составлял около 100-105 млрд рублей по курсу на тот момент. В итоге по 2014 году совокупные затраты авиакомпаний по лизинговым платежам будут на уровне 120 млрд рублей. В 2015 году расходы авиакомпаний могут вырасти минимум на 15%, добавил он. Только расходы по лизинговым платежам за счет девальвации рубля могут превысить 200 млрд рублей. Следует также учесть рост расходов по техническому обслуживанию – до 15-20 млрд рублей. В итоге расходы по самолетному парку могут составить около 220-230 млрд рублей.
По экспертным оценкам, в зависимости от мер, которые будут принимать авиакомпании и государство, в 2015 году падение пассажиропотока может составить от 3% до 10%. «Это оптимистичный прогноз, – добавил Тасун. – Пессимистичный – падение на 15-20%».