Из Казани вылетел военный самолет Ту-154М с необычной историей. Сначала он перевозил обычных пассажиров, выжил после утилизации «металлических собратьев», потом его забросили, а несколько лет назад подняли на крыло и отдали военным.
Ту-154М прилетел в Казань сегодня, 20 ноября, днем. Спустя какое-то время вернулся восвояси, что следует из данных Flightradar.
Вспомним историю лайнера. Изначально самолет перевозил обычных пассажиров. Было это так: в 2010-х годах авиакомпания «Континент» решила вернуть в строй законсервированные самолеты Ту-154. Такова была политика перевозчика: лизинговые платежи за б/у лайнеры меньше, а значит и ценник за билет можно снизить. Среди подержанных машин был относительно свежий RA-85123, о котором мы ведем речь. Его построили в 2005 году.
Концепция «Континента» оказалась провальной, авиакомпания почти сразу же объявила о банкротстве. Многие ее «Туполи» пошли под нож, но RA-85123 решили оставить, так как он был новым. Какое-то время им пользовалась авиакомпания «Кубань». Она организовала дополнительные рейсы для пассажиров своего обанкротившегося партнера — «Континента». Затем Ту-154М забросили. Борт стоял без дела в Красноярске несколько лет, пока его не выкупил родной самарский авиазавод «Авиакор». В 2016-м самолет начали ремонтировать для передачи военным.
Сейчас Ту-154М находится в составе 223-го летного отряда Минобороны России. Причем это открытая информация: на «Википедии» даже есть статья с перечислением бортовых номеров самолетов, которыми пользуется это подразделение.
Расскажем и про 223-й летный отряд. Он считается государственной авиакомпанией. Его военные самолеты перевозят что-то по заказу госструктур, причем на коммерческой основе. В голодные годы это помогало военно-воздушным силам, которые недополучали финансирование. В 2023 году США и Украина ввели санкции против 223-го летного отряда и его самолетов. По их информации, отряд якобы доставлял личный состав и технику ЧВК «Вагнер» в страны, где работали «музыканты», например, Сирию, Судан, Ливию и ЦАР.
Мы уже несколько раз замечали в небе над Казанью необычные самолеты. Например, в июле засветился «легальный разведчик», который когда-то изучал военные (и не только) объекты США. В июне в Казани побывал загадочный Sukhoi Superjet СЛО «Россия», в июле — авиатакси Embraer, на котором некогда передвигался российский олигарх Михаил Гуцериев, и бизнес-лайнер Gulfstream, который приписывают Сбербанку. При этом власти не всегда афишируют имена прилетевших.