Строительство трассы М-12 подорожало до 911 миллиардов рублей. Но и эта сумма может вырасти из-за того, что в Татарстане дорогу приходится прокладывать по проваливающимся породам.
Стоимость трассы «Восток» (именно так называется М-12) увеличилась с 622 миллиардов рублей до 911 миллиардов рублей. То есть почти вполовину. Это выяснила Счетная палата РФ по итогам проверки. При этом у госкомпании «Автодор», которая прокладывает трассу, есть всего 901 миллиард рублей. В основном это деньги из бюджета (657 миллиардов), фонда национальной безопасности (он же «кубышка» — 50 миллиардов), а также облигации на 93 миллиарда рублей. То есть финансов недостаточно.
Но еще не всё: стоимость М-12 может вырасти еще больше. И всё из-за провалов в земле в Татарстане и Нижегородской области. Дорожникам нужно провести противокарстовые и противооползневые работы, которые не заложены в проект.
— Это может свидетельствовать о необходимости увеличения объемов финансирования и сроков строительства объекта, — говорится в отчете Счетной палаты.
Но дорожных строителей, похоже, не очень заботит, что написано в проекте. Они уже начали противокарстовые работы, говорят аудиторы. На провалах опасно строить высотки, но не дороги, говорит профессор Высшей школы экономики, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. Он сравнил дорогу со слоеным пирогом: сверху асфальт, а дальше — слои щебня, песка. Можно создать из них такую «подушку», что трасса получится устойчивой.
— Карсты создал Господь Бог, мы ничего с этим сделать не можем. Но мы можем закладывать это в свои проектные расчеты. Мы должны предусмотреть, что у нас здесь геология хреновая. Там, где сухой каменистый грунт, можем класть асфальт прямо на землю. Но в России и Татарстане нет такого счастья, — объяснил Блинкин корреспонденту 116.RU.
На сколько вырастут сметы — на миллиарды или на десятки миллиардов — эксперт не стал оценивать.
Но всё это скажется на конечной стоимости проезда по М-12. Напомним, Минтранс Татарстана признал, что проезд по трассе не будет стоить 2 рубля за километр, как планировалось раньше. Осенью «Автодор» уверял, что от Москвы до Казани на легковушке можно будет добраться за 3 тысячи рублей. Для постоянных пользователей обещали скидку. Вся трасса должна заработать до 20 декабря.
Трасса М-12 — платная магистраль, состоящая из 4–6 полос. Разрешенная по ней скорость составляет 110–130 км/ч. Первый этап работ начали в 2020 году, завершить проект компания «Автодор» планирует к концу 2023 года.