Недвижимость Снести нельзя оставить истории От кантонистов до бездомных. Рассказываем про заброшенное казанское училище с почти 200-летней историей

От кантонистов до бездомных. Рассказываем про заброшенное казанское училище с почти 200-летней историей

В нем учились герои Советского Союза и лауреаты государственных премий

Вот уже несколько лет оно медленно разрушается, всеми забытое

Большое трехэтажное здание на улице с красивым названием Музыкальная знает практически каждый житель Кировского района Казани. Желтую махину, стоящую на отшибе, с выбитыми окнами и распахнутыми ржавеющими воротами люди стараются обходить стороной, чтобы не столкнуться с бездомными, для которых она стала новым домом.

Выцветшая вывеска в нескольких метрах от входа напоминает о том, что когда-то здесь располагалось профессиональное училище № 137, успешно готовившее рабочих для заводов района, но мало кто знает, что у этого здания более насыщенная и богатая история, которая берет свое начало аж с 1830 года.

Судьба этого выдающегося здания всегда была неразрывно связана с историей и жизнью порохового завода. Оно было построено осенью 1830 года, и уже в ноябре там начались занятия кантонистов — детей-сирот, назначенных после окончания Отечественной войны 1812 года трудиться в качестве рабочих.


Позднее, после реформ императора Александра II, школа кантонистов была упразднена и преобразована в техническое училище при пороховом заводе. А 7 ноября 1922 года, ровно в день пятой годовщины Великой Октябрьской Социалистической Революции, уже техническое училище превратилось в первую в Татарии школу фабрично-заводского ученичества.

На этом богатая история этого затухающего на глазах жителей Кировского района особняка не закончилась. Именно профессиональным училищем № 137 он стал лишь в 2005 году, путем слияния ПУ-21 и ВПУ-108, а до этого успел проработать под множеством других названий.

В годы Великой Отечественной войны училище стало настоящей кузницей кадров для порохового завода. Здесь ежегодно обучалось и выпускалось около 2000 квалифицированных рабочих — в основном, дети, эвакуированные из детских домов из западных районов страны. 6 октября 1949 года его называли специальным ремесленным училищем № 1, куда устраивались для обучения и воспитания дети и подростки, оставшиеся без родителей в годы войны. А с 1 сентября 1962 года выпускники училища наряду с профессией стали получать и среднее образование.

В стенах училища с 1922 по 2006 год было подготовлено более 50 тысяч квалифицированных рабочих, оно никогда не было рядовым учебным заведением. И то, что из него выпускались выдающиеся личности, говорит о многом. Среди них и герои Советского Союза: генерал-лейтенант Борис Шульгин, генерал-лейтенант Георгий Павлов, Борис Кузнецов, Михаил Нехаев. А также герои Социалистического Труда: Салих Хамидуллин, Александр Бирюлин, лауреат государственной премии СССР, академик Виктор Кафаров, лауреат премии Ленинского комсомола Фирдания Вафина и многие другие новаторы производства.

Несмотря на все свои заслуги, богатую историю и уйму известных личностей, выпущенных из стен здания на улице Музыкальной, к 2015 году оно стало никому не нужным. Его буквально бросили одним днем, оставив доживать свои дни в полном хаосе.

Забытую мебель потихоньку растащили местные жители, огромные кабинеты с высокими потолками облюбовали бездомные, и последней яркой новостью, связанной с училищем № 137, стал пожар зимой 2022 года. Тогда подростки, проходившие мимо заброшки, услышали крики о помощи и вытащили через разбитое окно из задымленного помещения пьяного бездомного, чем спасли его жизнь.

В здание сейчас попасть несложно, хотя, признаемся честно, делали мы это очень осторожно, постоянно опасаясь, что на нас рухнет потолок. Пожар явно не прошел бесследно — некоторые комнаты покрыты толстым слоем гари, деревянные покрытия превратились в труху, а остальное добила стихия. На головы капает смесь подтаявшего снега и липкой грязи, весь пол покрыт мусором и водой. О былом величии дома напоминает лишь эффектная отделка на стенах, которой, судя по всему, тоже осталось уже немного — куски отваливаются, и под ним обнаруживается черная плесень.

Подниматься по лестницам откровенно опасно, некоторые части уже рухнули куда-то вниз, и каждый шаг заставляет здание слегка оживать и издавать пугающие звуки. В одном из кабинетов находим явные признаки бездомных, старый, засаленный матрас, сгруппированные в одном углу остатки мебели, из которых разводили костер.

Запах здесь стоит тяжелый, а если вы верите в сохраняющуюся энергетику старинных зданий, то заметим, что уйти отсюда нам захотелось уже спустя несколько минут. Даже сбежать, сверкая пятками. Казалось, что вот-вот из-за угла выйдет кто-то очень злой, разбуженный нашим вторжением, и сделает что-то плохое. Из дальней комнаты на затопленном втором этаже раздавались какие-то непонятные звуки, но проверять, был там кто-то или это всего лишь игра воображения, мы не рискнули.

Несмотря на гнетущую обстановку, представить, что еще каких-то 10 лет назад здесь активно шел учебный процесс, нетрудно. Гниющие таблички на деревянных дверях, остатки парт, какие-то ошметки учебных пособий — они здесь повсюду. Сложнее поверить, что такое масштабное здание, со столь богатой историей было уничтожено за считаные месяцы, брошено и забыто.

В администрации района дать однозначный ответ по поводу дальнейшей судьбы бывшего училища никто не может, очевидно лишь то, что планов на его восстановление пока нет. Судя по всему, старинному дому дадут разрушаться самостоятельно, до полного самоуничтожения.

Увидев огромное количество граффити и корявых надписей на стенах, некоторые из которых, кажется, совсем свежие, мы задались вопросом: как скоро здесь может произойти трагедия? Где гарантии, что летом, когда вся эта вода высохнет и особняк прогреется достаточно, чтобы в нем вновь обосновались бездомные и в его стены забредали любопытные подростки, не случится очередной пожар? Или крыша не рухнет на головы детей?

О том же думают и жители близлежащих пятиэтажек — переживают, обращаются в администрацию Кировского района, но никаких внятных ответов тоже не получают. Некоторые смирились, что всегда будут видеть из окна заброшенный дом, другие учат детей обходить его за километр. История здания и его слава покрывается такой же черной плесенью, что его стены внутри. И к 200-летию, до которого осталось каких-то 6 лет, уже никто не будет помнить, что когда-то это было авторитетным учебным заведением, куда мечтали попасть юные, пытливые умы.

Напомним, ранее мы писали о печальной судьбе усадьбы Ростовой в центре Казани, разобранной по бревнышку и так и не восстановленной собственником, несмотря на все обещания. В далеком 1887 году в деревянном особняке проживал с семьей юный Владимир Ульянов, будущий вождь мирового пролетариата.

Всё самое интересное публикуем в телеграм-канале 116.RU. Подписывайтесь!

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE8
Смех
HAPPY1
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
5
ТОП 5
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
Страшно. Красиво. Как блогер отдыхала в Крыму под звуки выстрелов
Ольга Чиги
блогер
Мнение
Любовницы, проститутки и случайные связи — бизнесмен откровенно рассказал о своих изменах
Анонимное мнение
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления