Громкая история с обложкой журнала «Татарстан», сумевшая выбраться на федеральный уровень, получила свое логическое завершение. Редакцию издания и его учредителя госхолдинг «Татмедиа» обвинили в экстремизме за двусмысленную обложку с котами — Роскомнадзор безжалостно вынес предостережение.
Как развивался конфликт и кто в ответе за такую оплошность — в нашем материале.
«Незрелое и необдуманное действие» или экстремизм?
История началась в январе. На полках газетных ларьков в Казани появился свеженький выпуск журнала «Татарстан». Его обложка, нетипичная для большинства выпусков, надо сказать, включала в себя две иллюстрации Альфрида Шаймарданова. И по отдельности они представляют из себя полет фантазии художника, но стоило картины объединить, и они превратились в громкий скандал, сопровождающийся словами «русофобия» и «экстремизм».
Дело в том, что обложка представляла из себя противопоставление. На левой стороне сидел черный кот со «старым темным прошлым», позади него стоял православный храм, а на правой стороне был котик белый с «новым светлым будущим», позади него возвышалась мусульманская мечеть.
Небо на «православной части» обложки была окрашена в кроваво-красный, в то время как над мечетью плыли белые облака. Русофобия — усмотрели активисты православного движения «Сорок сороков». Позже подключилась другая общественность, депутаты, республиканский ДУМ, митрополия и конечно, правоохранительные органы.
Причем главный редактор журнала Татьяна Вафина признавать, что облажалась, ну никак не хотела. Сначала она поспешила извиниться в саркастической форме перед (неожиданно) «братьями-мусульманами», сказав, что среди православных очень много «неадекватно мыслящих» и «готовых сгрызть себе подобных».
А потом и вовсе в сторону тех, кто сделал редакции «Татарстана» замечание, полетели оскорбления со словами «тупые стукачи» и «доносчики, выискивающие несуществующий смысл». Ее пламенную речь даже опубликовали в официальном телеграм-канале госхолдинга.
Впрочем потом руководитель республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» Айдар Салимгараев взял слово.
— Допущенное по недосмотру неравноценное сопоставление религиозных храмов в Татарстане, где проживают представители 173 национальностей, является незрелым и необдуманным действием. Какие бы творческие идеи ни лежали в основе замысла, необходимо всегда чутко относиться к публикуемым материалам. Особенно когда тем или иным образом в ее орбиту попадают религиозные вопросы, — сказал руководитель агентства, принеся дежурные извинения «всем, кто воспринял данное изображение как неприемлемое».
Но было поздно оправдывать себя в любом случае. О скандале уже прознали в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, или, проще говоря, в Роскомнадзоре.
Из продажи еще пахнущий краской тираж журнала изъяли, а в адрес его учредителя — акционерного общества «Татмедиа» и редакции «Татарстан» — полетело предупреждение. Сотрудники службы надзора всё же углядели в обложке с котами разжигание национальной и религиозной розни, что законом приравнивается к экстремизму и запрещено.
После этого за журнал настолько крепко взялись силовики, что заинтересовались уже и другой обложкой «Татарстана». На этот раз за август 2022 года.
А за чей счет так облажались?
Столь громкий скандал привлек не только федеральные СМИ, про инцидент, назовем это так, высказался даже режиссер Никита Михалков. В своей программе «БесогонТВ» он задается вопросами, зачем надо было соединять картины и кто за это должен ответить.
Вопрос, к слову, логичный. Попробуем разобраться, кто по итогу в ответе за такой грандиозный провал.
Существует республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа». Его задача — властвовать над всеми государственными СМИ в Татарстане: следить, чтобы никто не написал лишнего, а то, что, наоборот, нужно, неслось в массы. Главный тут Айдар Салимгараев, а принадлежит всё, разумеется, властям — аппарату кабмина.
Свою деятельность агентство осуществляет через акционерное общество «Татмедиа». Оно же является учредителем республиканских подвластных СМИ (в том числе и журнала «Татарстан»). Тут гендир — Шамиль Садыков, но все его действия опять-таки идут через кабмин.
То есть спонсором всех СМИ в холдинге «Татмедиа» является республика. И подобные «незрелые и необдуманные действия» спонсируют по сути налогоплательщики.
Говоря о финансах: АО «Татмедиа» за 2023 год потратит 12 миллионов 480 тысяч на «информирование населения через электронные периодические издания для госнужд Татарстана». То есть каждая новость, что будет опубликована на сайте того же журнала, будет оплачена из этих денег. Еще 52 миллиона 350 тысяч уйдут на работу телеканалов.
Причем согласно данным сервиса «Контур.Фокус», чистая годовая прибыль АО «Татмедиа» за год составила 76 миллионов.
Интересно, как финансово обстоят дела в холдинге сейчас. По словам нашего источника в компании, в 2022 году в «Татмедиа» распродавали служебные машины, там также перестроили всю работу — на одного спеца приходится теперь еще больше задач, при этом поднимать зарплату сотрудникам отказываются наотрез.
Как предполагает наш собеседник, финансовые дела идут не совсем гладко. Конечно, ведь часть бюджета (пусть и крохотная в масштабах общей суммы) уходит на покрытие косяков этих самых сотрудников. Только за ушедший год холдинг несколько раз выплачивал компенсацию за нарушение авторских прав, говорит наш собеседник.
Не одними котами едины
Но где эта тонкая грань между задумкой автора и разжиганием межнациональной розни или между желанием соблюсти права каждого и дискредитацией татарского языка? Есть еще один громкий скандал 2019 года, который до сих пор припоминают и который бросает тень на «Татмедиа».
Тогда возмутились не православные, а татары. На одной из пресс-конференций, проходившей, как обычно, в пресс-зале холдинга, прозвучал вопрос от журналиста на татарском. Спикеры, как это часто бывает, ответили на татарском, и их беседа продолжилась на том же языке. Русскоговорящие журналисты остались в недоумении растерянно хлопать глазами.
Через 15 минут модератор пресс-конференции и сотрудник «Татар-информ» предложил «немножко уважать друг друга» и задавать вопросы на русском, ведь конференция не заявлялась как двуязычная, мол, русский понимают все в отличие от татарского. Уже тогда в зале нашлись те, кто возразил и напомнил, что татарский в Татарстане — язык государственный.
Позже языковые активисты и вовсе решили, что просьба говорить на русском в госучреждении — это повод для скандала. Они обвинили сотрудника холдинга в том, что он требует не говорить на татарском. В итоге модератору пресс-конференции пришлось извиняться и оправдываться за свою просьбу говорить на том языке, который понимают все.
Отметим, что сейчас на пресс-конференциях и официальных мероприятиях всё еще можно увидеть спикеров, переходящих периодически на татарскую речь. Вот только после этого скандала уже никто замечание делать не станет, чтобы не оказаться, не дай бог, на месте журнала «Татарстан» и не словить обвинения в экстремизме.
А вы как считаете, что это в итоге было?