Госсовет Татарстана 23 декабря принял решение сохранить за Рустамом Миннихановым право называться президентом. Хотя федеральный закон о региональной власти обязывал его с 1 января 2023 года выбрать иное название должности.
Корреспондент 116.RU узнал, что об этой ситуации думают юристы. Свое мнение нам высказал президент Ассоциации политических юристов и эксперт Центра прикладных исследований и программ Роман Смирнов.
— То, что Минниханов сохраняет должность президента, не очень противоречит логике действующего законодательства. Выборы прошли, президента избрали. Таким образом власти пытаются немножко растянуть период его президентства. Я считаю, что в этом вопросе федеральный центр может пойти навстречу, поскольку принципиальное решение о переименовании президента в главу уже принято. А какие-то маленькие действия из серии «действующий — остается президентом, а после выборов будет по-другому» и так далее… Через два года неизвестно, что будет, — считает эксперт.
По словам юриста, сейчас горизонт планирования сужен в лучшем случае до двух месяцев. С одной стороны, это растягивание времени может восприниматься федеральным центром не очень позитивно, а с другой — регион воспринимает это как очередную возможность поторговаться. Как полагает эксперт, у властей может быть надежда на то, что через два года вообще не придется ничего менять или сам вопрос отпадет.
— У нас, безусловно, превалирующее значение имеет федеральное законодательство. В нем достаточно четко указано, что должность может именоваться как глава, руководитель, губернатор и другие варианты. Соответственно, президент у нас может быть только один — президент РФ, — пояснил Роман Смирнов.
Также он отметил, что пока в Конституционный суд никто из Татарстана не обращался из-за того, что не согласен с законом. По словам эксперта, в девяностых и нулевых годах было множество судов по совершенно различным темам, когда региональное законодательство именно в судебном порядке приводили в соответствие с федеральным. Иски подавали прокуратура или федеральные органы власти. Юрист подчеркнул, что иногда даже региональные власти подавали в суд друг на друга — например, областная дума против губернатора и наоборот.
— В последнее время таких судов фактически нет, и законодательство формируется с учетом общей политико-правовой ситуации достаточно быстро. Насколько знаю, история с принятием подобного решения о переименовании президента Татарстана тянется давно, и под Новый год она обострилась. В этом я никаких проблем не вижу, когда такое выполняется долго — это нормально, — считает юрист.
Эксперт полагает, что сейчас идет чисто политический переговорный процесс для того, чтобы элиты Татарстана остались довольны решением и чтобы оно не вызвало социального брожения. Он отметил, что экономическая ситуация в стране и внешнеполитическая не совсем благоприятна для каких-то жестких решений.
— Ко всему прочему мы прекрасно понимаем, что в данном контексте республика Татарстан смотрится как белая ворона на фоне всех остальных регионов, которые быстро всё «исправили» в соответствии с федеральным законом. Также мы видим, что в силу экономического статуса Татарстана возможностей у республики достаточно много. Я имею в виду лоббистские возможности и самообеспечение достаточно высокого уровня бюджета, — пояснил эксперт.
Также он отметил, что нужно учитывать и национальную составляющую. По его мнению, у национальных групп интерес и самоуважение находятся на высоком уровне.
Однако Роман Смирнов считает, что федеральный центр всё равно будет продавливать решение, а должность президента республики останется только на небольшой промежуток времени.
— Должность будет изменена совершенно однозначно, потому что система публичной власти сейчас выстроена достаточно жестко и иерархично, — пояснил юрист.
По его мнению, вопрос заключается не просто в переименовании должности Минниханова, но и в перераспределении ресурсов. Эксперт отметил, что регионы должны понимать: они находятся не в самостоятельном полете, а в подчинении федеральной власти. Если будет необходимость, это сможет привести и к судебным процессам.
— Но сейчас несколько иная политико-правовая реальность. Публичные выяснения того, кто прав, кто виноват, федеральному центру проводить не очень интересно. Этим может заняться региональная власть в попытках пролоббировать свои интерес. Но это будет не более чем переговорный процесс, — считает президент Ассоциации политических юристов.
Напомним, в день принятия решения Рустам Минниханов заявил, что депутаты Госдумы от Татарстана не смогли отстоять право продолжать называть его президентом. Также он отметил, что, возможно, и его усилий было недостаточно. По словам президента республики, эту позицию можно продолжить отстаивать мирным путем, поскольку «там дверь до конца не закрыта».
Ситуацию прокомментировал и пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. По его словам, к решению законодательного органа можно относиться с уважением.
Один из авторов закона о региональной власти сенатор Андрей Клишас ответил нам, что решение Госсовета РТ не соответствует букве закона. Второй соавтор депутат Госдумы Павел Крашенников отказался комментировать поправки в Конституцию Татарстана.
Ранее мы спрашивали у доктора политических наук Сергея Сергеева, почему республике так важно сохранить должность президента Татарстана. По его словам, это объясняется особенностями региональной элиты, часть которой — выходцы из партийно-комсомольских структур. Им присущи поклонение перед сложившимся порядком, формальностями и культ иерархии. Однако, по его мнению, решение оставить Минниханова президентом власти, вероятнее всего, согласовали с Москвой.
Тем временем в самом Татарстане не все согласны с принятым властями решением. Зеленодольский депутат Евгений Ефремов подал в суд на Минниханова, председателя Госсовета республики Фарида Мухаметшина и Минюст Татарстана. Он считает, что в России должен быть только один президент.