Происшествия Похищение дагестанок из шелтера эксклюзив «Я давно похоронила всё, что случилось со мной». Как живут сегодня дагестанки, пропавшие из казанского шелтера?

«Я давно похоронила всё, что случилось со мной». Как живут сегодня дагестанки, пропавшие из казанского шелтера?

Узнали, чем закончилась история, поразившая Татарстан три года назад

Всего через 12 часов в Казани девушек вернули семье в Дагестан
Источник:

Три года назад Казань потрясла история двух 20-летних дагестанок Айшат и Патимат, которых вывезли в кризисный центр в Татарстане ради спасения от насилия в семье. Однако уже через 12 часов их вернули родственникам, и несмотря на все усилия правозащитников, найти девушек так и не смогли.

Корреспонденту 116.RU удалось связаться с одной из беглянок, а заодно и пообщаться с теми, кто тогда помогал девушкам сбежать из семей.

История приобрела совсем иные оттенки. Редакция 116.RU вспоминает одну из самых резонансных историй города.

Что случилось 3 года назад?

Две молодые девушки из Дагестана, которые дружили с детства, Айшат С. и Патимат С. обратились за помощью к местной правозащитной группе «Марем» в 2020 году. Помогала им активистка Светлана Анохина, о которой мы подробнее расскажем позже. Обеих девушек будто бы выдали замуж в 17-летнем возрасте, и с мужьями они познакомились чуть ли не на свадьбе, по крайней мере, именно так утверждали правозащитники, которые три года назад помогали девушкам.

Источник:

За три года брака Айшат успела родить дочку, а взаимоотношения с супругами у обеих, по заверениям девушек правозащитникам, накалились до предела. В 2020 году подруги якобы жаловались представителям «Марем» на жестокое обращение, насилие и невозможность расторгнуть брак.

Источник:

На протяжении года, по словам правозащитников, девушки умоляли помочь им, а в «Марем» организовывали побег. В итоге 18 октября 2021 года Айшат с дочкой и Патимат вывезли вначале из Дагестана в Волгоград, а затем — в казанский кризисный центр «Мамин дом». Казалось бы, они были спасены, и впереди их ждала адаптация и новая жизнь.

Источник:

Однако всего через 12 часов после приезда в Казань девушки перестали выходить на связь, успев отправить своим спасительницам лишь одно короткое сообщение: «Они нашли нас, к нам в кризисный центр менты пришли». Неизвестные люди в форме, якобы представившиеся полицейскими, ворвались в шелтер и увели девушек.

Это сообщение, которое получили правозащитники после исчезновения девушек из кризисного центра
Источник:

Правозащитники поспешили в «Мамин дом», но там уже никого не было. На столе остались стоять тарелки с недоеденным ужином, на плите — кастрюли с макаронами и картошкой. Еще через два часа команда кризисного центра получила 10-секундное видео, на котором девушки проговорили, что у них всё хорошо и не нужно их искать.

Это видео правозащитники получили спустя несколько часов после исчезновения Айшат и Патимат из шелтера
Источник:

Полиция Татарстана по факту их исчезновения из кризисного центра начала проверку. В ведомстве поспешили сообщить, что никто из правоохранителей в «Мамин дом» не приходил. В казанской полиции оказались не в курсе, что за люди пришли в шелтер, по их словам, форму мог надеть кто угодно. Их там не было.

Корреспондент 116.RU отправил запрос с вопросом, какие результаты были получены после проверки 3 года назад. Ответ мы обязательно опубликуем отдельно.

Вечером 19 октября на связь вышел отец одной из сбежавших, который заявил, что девушки находятся в Махачкале, «у себя дома». Камалудин С. считал, что правозащитница Светлана Анохина «закрутила девочкам голову и увезла». Якобы Айшат и Патимат, оказавшись в Казани, поняли, что их обманули, и сами решили вернуться домой. При этом он отметил, что полиции в кризисном центре не было. Будто бы девушки сами вызвали такси и уехали. Более того, по словам мужчины, ни Айшат, ни Патимат не принуждали быть в браке.

Источник:

— Поймаю — глаза выколю, — сказал отец Патимат в адрес Анохиной.

С тех пор от Айшат и Патимат не было никаких известий, и правозащитники даже сомневались в том, что они остались в живых. Основательница казанского кризисного центра Алия Байназарова в конце концов была вынуждена закрыть «Мамин дом», Светлана Анохина продолжила помогать другим беглянкам, и никто не знал, что же произошло с девушками до сегодняшнего дня.

«Со мной всё отлично и лучше, чем раньше»

Корреспонденту портала 116.RU удалось найти Айшат С. и Патимат С. в социальных сетях. Обе девушки активно пользуются интернетом, Айшат даже ведет личный блог, где подробно показывает свои будни. Они обе действительно сейчас живут в Дагестане, как и до побега.

Патимат проигнорировала наши сообщения, а вот Айшат ответила быстро и весьма подробно, хоть и несколько раз повторила, что не хочет, чтобы журналисты приставали к ней с вопросами.

Источник:

— Со мной всё отлично и лучше, чем раньше, я учусь и открываю свой кабинет косметологии. Вышла замуж за любимого человека и беременная на 7-м месяце. И живу в городе, — написала нам девушка.

Айшат объяснила, что не хочет вспоминать историю, которую старается забыть годами.

— Я давно похоронила всё это и всё, что случилось со мной. Я хочу жить своей жизнью со своим любимым человеком и заняться своей работой. И быть счастлива и воспитывать своих дочерей.

Источник:

Девушка также поспешила рассказать о своих взаимоотношениях с отцом, хотя мы ее об этом и не спрашивали.

— И с отцом у меня всё прекрасно, во всём мне помогает и брат, и отец. И кабинет открывать помогает отец. У меня жизнь изменилась в лучшую сторону, и я очень счастлива, — заявила Айшат. — Я живая и здоровая, двигаюсь по городам, когда хочу. Вы даже не знаете, насколько хороша моя жизнь.

В своем блоге Айшат действительно публикует много личных фотографий из поездок по Дагестану, много говорит о дочери, муже и восхваляет своего отца. Также на некоторых снимках можно увидеть и Патимат, с которой девушка продолжает дружить. Обе выглядят довольными жизнью и никак не вспоминают ни Казань, ни свой побег.

«Мы сейчас никого не спасаем»

Основательница казанского кризисного центра «Мамин дом» Алия Байназарова была искренне удивлена тому, что нам удалось поговорить с Айшат. Об украденных из шелтера девушках она не слышала ни слова уже три года. Она объяснила, что на сегодняшний день «Маминого дома» уже не существует, и на это отчасти повлияла и история с дагестанскими беглянками.

— Для меня стало понятно, что «Мамин дом» — это слишком сложный, дорогостоящий и энергозатратный проект. Мы продолжаем оказывать помощь женщинам, только уже без проживания. У меня и сотрудников на фоне всей этой истории три года назад случилось серьезное выгорание. Кто нас тогда только ни заколебывал — и Следственный комитет, и прокуратура. Мы делали очень много всего для того, чтобы продолжать работать. На тот момент только закончили ремонт, хотели работать, помогать, и тут эта история. Вся энергия ушла на это, — рассказала Байназарова.

Основательница центра объяснила, что ее команда пыталась найти девушек, несмотря на то, что одновременно отбивалась от органов.

Заявление на оказание услуг, которое дагестанки заполнили после приезда в Казань
Источник:

— Нам задавали тогда кучу вопросов, просили подписать всякие документы, но как таковых полноценных проверок не было. Больше реагировали на то, что мы подняли шум насчет похищения девушек. Так бы никому до нас дела и не было бы, если бы мы не стали кричать, что именно сотрудники полиции забрали девушек, — говорит Байназарова.

О том, что обе девушки целы и невредимы, основательница казанского кризисного центра узнала от корреспондента 116.RU. И была очень рада, услышав, что Айшат и Патимат продолжают жить и уверяют, что счастливы.

— Пусть у них всё будет хорошо. У нас после них было несколько беглянок из Дагестана, и они остались жить в Казани. Две молодые девочки, которых в 15 лет насильно выдали замуж. И хотя они продолжают жить уже в Татарстане со страхом, постоянно проверяют себя в разных базах, оглядываются на улицах, переживают, что их затолкают в машину и увезут в любой момент, но они свою свободу ни на что не променяют. Они живут, работают, они счастливы. Они не готовы променять ту жизнь, что у них есть сейчас, на то, что было раньше, — рассказала Байназарова.

Источник:

Последние девушки жили в «Мамином доме» в конце 2023 года, а с этого года работники благотворительного фонда «Благие дела» лишь направляют женщин и подсказывают им, как поменять свою жизнь, не предоставляя временное жилье.

— С 2023 года мы были полностью на самофинансировании, люди не откликались, все вошли в позицию: «Мне бы самому кто помог». Государство не содействовало вообще никак. Было тяжело, делали столько, сколько могли. Мы сейчас никого не спасаем. Если вам нужна помощь — приходите. Мы поможем с психологом, с переоценкой жизни, со всем. Но если человек сам не хочет, чтобы что-то менялось, мы спасти его не сможем и не станем пытаться, — отметила основательница кризисного центра.

«Я не люблю, когда мне выкалывают глазки»

Для правозащитницы из группы «Марем» Светланы Анохиной информация о том, что Айшат и Патимат живы и здоровы, тоже оказалась неожиданной. Она легко вспомнила историю трехлетней давности, которая и для ее команды стала настоящим потрясением.

— Там всё было не так просто. Я им отказывала около года, мы переписывались с ними, они просили помощи. Я выслушала их историю, мы разрабатывали план, как их оттуда вытаскивать, бежать они собирались вдвоем, если бы мы вывезли только одну, у второй бы были серьезные проблемы, — пояснила Анохина.

По словам Светланы, девушкам долго отказывали, потому что они казались совершенно неприспособленными к жизни. Как она утверждает, их растили в совершенной изоляции, одну забрали домой после первого класса школы, и она училась в чем-то вроде медресе.

— Они не представляли, как устроен мир, как вызвать такси, они не были готовы к побегу. Но целый год они обновляли свое обращение. По первому звонку мы никого не вывозим, разве что, речь идет о физической расправе. Мы собирали информацию, обе были замужем, обеих мужья унижали, было сексуализированное насилие в браке, разводиться семьи не позволяли, — говорит правозащитница.

По словам Светланы, девушки хотели уехать куда-нибудь в мусульманский регион, поэтому выбор пал на Татарстан. Правозащитницы заранее договорились с «Маминым домом», девушки подписали договор, ребенку должны были обеспечить детский сад, девушкам помочь с работой. То, что дагестанок нашли, стало для «Марем» настоящим шоком.

— Потом я уже получила информацию, месяца через два примерно, что никто их не нашел, а они сами вышли на связь с родственниками и рассказали, где они. Их очень разочаровала обстановка, в «Мамином доме» шел ремонт, а это были девочки из очень обеспеченных семей. Их чморили, притесняли, били, ни в грош не ставили, но у них были телефоны последних моделей. Помню, когда сказала им, что нужно сменить телефоны, потому что со своими они бежать не могут, их найдут, они тут же сходили в магазин и взяли новые по 50 тысяч. Они поняли, что им придется жить в совсем других условиях. Может, на это наложился откат, чувство вины, страх. Я не могу с уверенностью сказать, что всё обстояло именно так, но, по информации, которую до меня донесли, они сами позвонили семье. Родственники позвонили дагестанской диаспоре в Казани, и казанцы уже за ними побежали, — говорит Светлана Анохина.

Правозащитница не сомневается в том, что девушек могли увести настоящие сотрудники полиции — по ее словам, «Марем» сталкивается с этим сплошь и рядом.

По мнению Анохиной, ситуация с правами женщин не только на Кавказе, но и вообще в России за последние три года стала только хуже. И хотя историю с Айшат и Патимат в 2021 году участники «Марем» сейчас считают абсолютно рядовой, три года назад она здорово их подкосила.

— Со мной разговаривал отец одной из девушек позже, он показался даже адекватным. С другим мы лично не беседовали, но он кому-то комментировал побег девушек и пообещал мне выколоть глазки. Я не люблю, когда мне выкалывают глазки, — говорит Анохина.

Напомним, ранее мы рассказывали о казанском блогере Рустаме Сарачеве, который вел аккаунт в запрещенной соцсети, рассказывая, что можно мусульманам в интимной жизни, а что — харам. Его ролики привлекли внимание братьев (как они сами себя называют) из Дагестана, и они прилетели в Татарстан, чтобы по-братски разобраться с Рустамом.

* Экстремистская организация, деятельность запрещена на территории РФ.

Всё самое интересное публикуем в телеграм-канале 116.RU. Подписывайтесь!

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
3
ТОП 5
Мнение
«Копай и собирай мешки бесконечно»: неравнодушная россиянка поехала волонтером в Анапу и показала масштабы трагедии без прикрас
Дарья
Мнение
Делайте так и будете стройняшкой. Нутрициолог — о том, как не наесть лишние килограммы за Новый год
Марина Лубешко
Мнение
«Тариф с попутчиком очень недоработан»: водитель такси откровенно рассказал о том, что его бесит в работе
Михаил Швалёв
Самозанятый, водитель-партнёр «Яндекс Такси»
Мнение
«Становится приятнее возвращаться домой»: организатор пространства рассказала, как правильно расхламляться
Анастасия Карачаровская
Мнение
«Не полезный, но жестокий урок»: как «Салават Юлаев» сгорел «Ак Барсу» 1:5
Азамат Шавлуков
Внештатный корреспондент UFA1.RU
Рекомендуем
Объявления