Прошло 15 лет с момента страшной трагедии — 26 октября 2008 года под Казанью, вблизи жилых домов, разбился вертолет Ми-8. Члены экипажа погибли, местные жители чудом остались целы. В годовщину авиакатастрофы редакция 116.RU вспоминает подробности истории о том, как одна ошибка привела к гибели четырех человек, отдавших свою жизнь, чтобы спасти десятки других.
Летные испытания
Воскресенье, 26 октября 2008 года. Транспортный вертолет Ми-8 производства Казанского вертолетного завода вылетает с базы в 13:00. На борту — пять опытных членов экипажа.
Всего 5–7 минут спустя после взлета, на высоте примерно 300 метров, вертолет начинает сильно кренить. Он резко теряет высоту, а пилоты — какое-либо управление. Внизу — поселок Новая Тура Зеленодольского района. Все дома — жилые.
В последние минуты жизни летчики проделали поистине ювелирную работу: они отвели вертолет от жилых домов и пролегающего рядом газопровода. Разбившийся вдребезги Ми-8 даже не задел линии электропередачи, рухнув прямо на дорогу между домами.
Как рассказывали 15 лет назад очевидцы, вертолет, подлетая к поселку на большой скорости, внезапно несколько раз перевернулся в воздухе и лишь потом упал.
От удара о землю Ми-8 развалился на куски, топливо вытекло из разбитых баков, машина загорелась. Металлическая обшивка корпуса, обломки лопастей, иллюминаторы — всё было разбросано в радиусе 10–15 метров.
Вот что вспоминала очевидица произошедшего в разговоре с корреспондентом 116.RU 15 лет назад. Сначала местные жители услышали непонятный гул.
— Потом мы увидели в небе вертолет, — рассказала жительница Новой Туры Наталья. — Он как-то непонятно летел и потом просто рухнул на землю. Был взрыв, а потом — сильнейший пожар. У меня дети взрослые, они побежали туда, а я побоялась идти. Видела только, что пожарные и спасатели приехали быстро. Здесь было очень много машин и народу. Как мне потом рассказали дети, приехали какие-то спецслужбы и никого не подпускали к месту катастрофы.
По словам Натальи, местные жители давно привыкли, что над их головами каждый день летают вертолеты, и поначалу не испугались.
Прибывшие на место сотрудники МЧС быстро потушили огонь. Спасать было некого — среди обломков обгоревшего судна были тела четырех членов экипажа: 56-летнего командира вертолета Петра Чумакова, 55-летнего штурмана Бориса Макаренко, 43-летнего бортинженера Фарида Хуснимарданова и 35-летнего ведущего инженера Максима Иванкова.
Единственный выживший
Второму пилоту — 43-летнему Ринату Галимову совершенно невероятным образом удалось спастись. По приказу своего командира Чумакова он выпрыгнул из падающей машины с парашютом. Но в тот момент до земли оставалось совсем немного, буквально 100 метров, парашют не успел до конца раскрыться, поэтому летчик сильно пострадал при падении.
Галимов получил множественные переломы, в том числе и компрессионный перелом позвоночника. Его экстренно доставили в центр травматологии республиканской клинической больницы. Второму пилоту понадобилось много времени на восстановление после трагедии.
Вокруг авиакатастрофы сразу начали ходить многочисленные слухи. Кто-то высказывал предположение, что парашют в вертолете якобы был всего лишь один, однако Галимов опроверг это. Он рассказывал, что успел выпрыгнуть лишь потому, что ближе всех находился к двери, другим просто не повезло.
Погибших членов экипажа похоронили на кладбище на Сухой реке 29 октября. До этого в Доме культуры КВЗ с ними простились близкие, друзья и коллеги.
Следствие и две версии случившегося
Следствие вел Межрайонный отдел Нижегородского следственного комитета на транспорте. Участие в экспертизе бортового самописца принимал Межгосударственный авиационный комитет, а авиационную комиссию по расследованию причин случившегося возглавил представитель Минтранса РФ.
С самого начала в работе следователей были две версии случившегося: либо отказ техники, либо ошибка пилота. Петр Чумаков, кавалер ордена «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» 3-й степени, заслуженный летчик-испытатель, был одним из самых опытных пилотов Казанского вертолетного завода. Именно поэтому версия, что трагедия произошла из-за его ошибки, никак не укладывалась в голове всех, кто с ним работал. Не тот уровень, не тот опыт, чтобы совершить такую ошибку.
В далеком 2008 году корреспонденту 116.RU удалось пообщаться с одним из работников КВЗ, хотя им строго запретили разглашать какую-либо информацию о произошедшем. По информации анонимного собеседника, на предприятии ходили слухи, что погибший командир Чумаков чувствовал: с вертолетом что-то не так и он не готов к полету. Лететь пилот не хотел, но борт нужно было срочно сдавать, потому что заказчик очень торопился, и было решено все-таки направить его на облет.
— Все пилоты были очень опытными, у всех семьи и дети. На заводе их очень любили, они работали здесь уже много лет, все переживают, информации о похоронах пока нет, — говорил тогда работник завода.
По его же словам, командир разбившегося борта Петр Чумаков был личным пилотом первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева.
Следствие по делу длилось 2 года. После многократных сложнейших экспертиз в марте 2010 года и. о. татарского транспортного прокурора Руслан Цечоев озвучил имена виновников трагедии. Тогда же руководитель следователей Игорь Потапов назвал причины крушения вертолета.
Начнем с причины. В июне 2006 года слесарь неправильно закрепил тягу ручного управления вертолета. Сборщик нарушил важные требования чертежа, говорится в материалах дела. В дальнейшем при контроле качества сборки проверяющие не обратили внимания на просчет слесаря, не сверившись как следует с чертежами. В результате машину выпустили в эксплуатацию с дефектом конструкции, и гибель четверых человек была неизбежна.
Отказ признать вину
Обвинение в итоге предъявили трем сотрудникам завода: слесарю-сборщику, мастеру участка, контрольному мастеру бюро технического контроля, а также двоим специалистам 576-го военного представительства. Их обвинили сразу по трем статьям: выпуск неисправного транспортного средства, что повлекло за собой смерть нескольких человек, причинение смерти по неосторожности и причинение тяжкого вреда по неосторожности.
Подсудимые свою вину так и не признали, они пытались обжаловать приговор, заявляя, что после сборки потерпевший крушение вертолет был переоборудован другими людьми. В первый раз дело поступило в суд в марте 2010 года, однако спустя месяц его вернули следователям. Они провели дополнительное расследование и обвинение предъявили тем же лицам.
В сентябре 2010 года Авиастроительный районный суд Казани признал всех пятерых виновными по всем статьям. Слесаря-сборщика Вячеслава Елсукова и контрольного мастера бюро технического контроля Наилу Ситдикову приговорили к 2,5 года колонии, одного специалиста военного представительства, Вячеслава Анохина, — к 2 годам колонии-поселения, мастера участка Наилю Кашапову и другого специалиста военного представительства, Руслана Уматкулова, — к 2,5 года лишения свободы условно каждого с испытательным сроком в 2,5 года.
В ноябре 2010 года они подали кассационную жалобу в Верховный суд Татарстана с просьбой оправдать их, дело вернули на новое рассмотрение. По итогу 1 июня 2011 года слесарю-сборщику и контрольному мастеру бюро технического контроля скостили сроки на полгода, а тем, кто был приговорен к условному лишению, сократили испытательные сроки.
«Они не будут забыты»
Журналисту 116.RU удалось пообщаться с одним из работников КВЗ, который не только прекрасно помнит события 15-летней давности, но и по сей день трудится в стенах завода. Он попросил не раскрывать его личность, так как его мнение о трагедии отличается от позиции руководства, и ему бы не хотелось иметь с этим проблем.
— Они должны были сто раз всё проверить, человеческий фактор, не зря Петр (Чумаков. — Прим. ред.) не хотел лететь, опытный летчик всегда чувствует такие моменты. Я знаю: потом выяснилось, что ребята, трое, почему-то не надели парашюты, не думаю, что их бы это спасло, Галимову только повезло, в рубашке родился, — вспоминает сотрудник завода. — Они не будут забыты, это уж точно, поверьте, да, новички эту историю, может, и не помнят, но мы, старожилы, в этот день всегда стопку в память о парнях поднимаем. Они настоящие герои! С Чумаковым мы много работали вместе, отличный мужик был, голос у него такой командный, но никогда палку не перегибал, настоящий профессионал своего дела.
Также нам удалось пообщаться с еще одним хорошим знакомым погибшего командира вертолета Петра Чумакова — заслуженным летчиком-испытателем РФ Александром Смирновым. Он не только вместе учился с погибшим, но и отметил, что случившееся было одной из самых страшных историй крушения вертолетов на его памяти.
— Петя... Мы с ним вместе окончили авиационное училище в Сызрани в 1973 году. Уже 50 лет прошло с того времени... Он по-моему всегда работал на казанском заводе, труженик, очень много и хорошо летал. Такое счастье было, когда он звонил. Это был не первый полет вертолета, просто его срочно требовал какой-то то ли ВИП, то ли еще кто важный, поэтому нужно было испытывать быстро, — говорит Александр Смирнов. — Это абсолютно безобразный случай, за почти 40 лет моей карьеры это, наверное, второй такой ужасный случай. Нелепый!
По словам Смирнова, вертолеты вообще падают не настолько редко, как может показаться обывателям, тут ничего удивительного, это как любой транспорт, который может сломаться, попасть в аварию. Однако история с Ми-8 в 2008 году удивительна именно тем, что трагедии можно было избежать, если бы люди хорошо выполняли свою работу.
— Настолько неграмотно, лениво поступил работник, который все эти детали закручивал, от вибрации всё и полетело... И люди погибли, разве это справедливо? У них не было никаких шансов — маленькая высота, скорость, там вариантов не оставалось.
Катастрофы Ми-8
Ми-8 — один из самых массовых вертолетов мира. Серийно их выпускают Казанский и Улан-Удэнский авиазаводы. И тот, и тот входят в холдинг «Вертолеты России». На таких машинах летают в более чем 100 странах мира.
И крушения Ми-8 явление нередкое. В 2018 — 7 случаев, в 2020 — 3, в 2022 — тоже 3. Причины крушений были совершенно разные. Самая крупная трагедия по числу жертв произошла 4 августа 2018 года. Вертолет потерпел крушение в Красноярском крае. На борту были 18 человек: 15 вахтовиков-нефтяников и 3 члена экипажа. Все они погибли.
Одна из последних трагедий, связанная с падением Ми-8, произошла 27 июля в Горном Алтае. Тогда частный вертолет загорелся при заходе на посадку в селе Тюнгур. Он задел электропровода, в результате погибли шесть человек, еще семеро пострадали.
Спустя всего месяц, 29 августа, под Челябинском у принадлежащего ФСБ Ми-8 отказала техника. Вертолет рухнул, находившиеся на борту три члена экипажа погибли.