Я Юля, журналист портала 116.RU, мне 31 год, и вот уже несколько лет у меня есть свой постоянный психолог. За это время нам удалось практически невозможное, по крайней мере, мне всегда так казалось. Я стала гораздо спокойнее, проработала свои детские комплексы, научилась прощать и отпускать ситуации, в целом, смогла двигаться дальше по жизни, не перенося свой травмирующий опыт прошлого на настоящее и будущее.
Сейчас я очень положительно отзываюсь о психотерапии и призываю людей обращаться за психологической помощью в случае необходимости, не бояться и не стесняться. Но так было не всегда. Мне потребовалось 8 лет на то, чтобы найти своего специалиста, и этот путь был, мягко говоря, тернист и устлан далеко не цветами.
Попытка первая. Дань моде
Признаюсь честно, моя первая попытка пойти к психологу состоялась в 17-летнем возрасте, когда я переехала из провинции в большой город, и это была, по большому счету, дань моде, а не настоящий крик о помощи. Я смотрела модные сериалы, читала зарубежную литературу, изучала журналы про звезд, и везде упоминалось, что у каждого героя, у каждой звезды был свой мозгоправ. Мне захотелось почувствовать себя причастной к этому миру селебрити, и я отправилась на поиски психолога в Казани.
Это был 2009 год, и я тогда даже не подозревала, что у меня есть какие-то серьезные проблемы — в жизни и в голове. Да, не самая удачливая, не самая красивая и не самая счастливая, но молодость всё уравнивала, и мне казалось, что настоящая помощь мне не нужна. У меня еще всё впереди.
Сессия у психолога, которого я нашла благодаря «ВКонтакте», была странной. Женщина лет 30 принимала в маленьком офисном помещении около Колхозного рынка, брала, как сейчас помню, 800 рублей за свою консультацию, а после усиленно пыталась продать мне какой-то успокаивающий лосьон. Я смутно припоминаю, что именно она мне говорила, но общее настроение от встречи сложилось такое: я зря потратила деньги и время.
Безусловно, за час общения я толком не раскрыла себя, не сформулировала проблему, решение которой мне нужно было найти, несла какую-то чушь и вообще мне было просто интересно, как это всё работает. Рискну предположить, что специалист был неплохим, но это было неправильное время для меня, чтобы искать помощь. Потому что я не думала, что она мне нужна.
Попытка вторая. Я не хочу жить
Следующий мой заход в омут психотерапии состоялся в возрасте 22 лет, я заканчивала университет, весила на несколько десятков килограммов больше, чем 5 лет назад, была полной неудачницей в отношениях со своей семьей и вообще не видела смысла в своем существовании. Сейчас я уже прекрасно понимаю, насколько депрессивным было мое состояние, я каждое утро просыпалась с одной единственной мыслью: я не хочу жить.
Пойти к психологу меня уговорила подруга, и согласилась я лишь потому, что она не отставала от меня, переживая, что я что-нибудь с собой сделаю. Переживания были напрасны, хоть свое существование я признавала в крайней степени жалким, надежда на улучшение ситуации в будущем еще теплилась во мне.
За тот период, который длился около двух лет, я сменила троих специалистов — всех находила мне подруга через знакомых, стоимость их консультаций стартовала с 1500 рублей и заканчивалась в районе 5000 рублей. Для меня это было дорогое удовольствие. И очень болезненное. Я ходила на сессию раз в неделю, но меня каждый раз убеждали в том, что работать со мной сложно, мой случай — самый тяжелый на их практике, и потребуются годы, чтобы как-то меня наладить.
За эти два года мне внушили, что я никчемна, по большей части, потому что не могу наладить отношения с матерью и в 22 года всё еще не обзавелась постоянным партнером.
«Найди себе мужика — и не будет депрессии», — часто повторял один из психологов, заслуженный специалист с 30-летним стажем и признанием в профессиональном сообществе Татарстана. Он вообще очень любил сводить все мои душевные переживания к отсутствию мужчины под боком. Я несчетное количество раз выслушивала его рассуждения о том, что любая женщина может жить счастливо лишь при наличии мужчины. Неважно, какого.
— Юлия, вы не стройте беспочвенных надежд. Вам не нужен принц на белом коне, потому что и вы не принцесса. Найдите самого простого мужика, пусть женатого, пусть пузатого, главное, чтоб у него на вас стоял, и он вас удовлетворял в постели, — говорил мне «психолог».
Другая специалист убеждала меня в том, что все мои проблемы по жизни решит валяние в ногах у матери. Выслушивая мои воспоминания из детства о том, как жестока была моя родительница и как много травм — физических и психологических — нанесла мне, пока я не сбежала из отчего дома, она прерывала меня криком: «Какая же ты неблагодарная! И ты удивляешься, что нет покоя в твоей жизни?»
На этих встречах было много слов о религии, всепрощении и рае, что «в ногах матери». Она потратила половину нашего времени на рассказы о собственных взаимоотношениях со старшим ребенком, который разрушил себе жизнь, не сумев отпустить обиды из детства.
— Вы хотите спиться или снаркоманиться? Именно такой исход вас ожидает, если вы не поедете к своей мамочке в ближайшее время и не попросите у нее прощения за то, что ей пришлось быть вашим родителем! — вдалбливали мне в голову месяцами напролет.
Третий был невероятной комбинацией двух предыдущих, и именно под его натиском за 4500 в час я поняла, что так больше не может продолжаться. Почему я продолжала платить деньги за этот кошмар? Думалось, что так надо, вот-вот — и мне помогут, станет лучше. Да и возможность иногда выплескивать всё, что было у меня на душе, кому-то, кроме подруг, которых я боялась потерять из-за вечного уныния, казалась не самым худшим вариантом.
Попытка третья. Пойми, что ты ничтожество
В 24 года я была уже в глубокой депрессии, могла неделями не выходить из дома, не хотела ни с кем видеться, избегала всех и даже не включала свет в своей квартире. Я спала большую часть времени и очень плохо себя чувствовала. В тот период именно из-за проблем со здоровьем мне пришлось начать ходить на терапию к новому специалисту. Мне нужно было заставить себя снова хотеть жить, и я дала еще один шанс психологам. Зря.
Мне очень не повезло нарваться на ту, что обожает применять на пациентах «шоковую терапию». Мне хватило 3 сеансов, чтобы окончательно смириться с тем, что я ничтожество, и земля таких людей, как я, носить не должна. Сейчас я отчетливо понимаю, что со мной ее методы работали совершенно не так, как могли на других. Но она этого не хотела видеть.
— Я даже не буду обращаться к тебе по имени, ты не достойна имени. Не любишь жизнь? Так пойди и убей себя, — сказала она мне при первой встрече. — Зачем мусолить эту тему годами и так и не переходить к действиям? Что-то не нравится? Иди и выпрыгни из окна. На каком этаже ты живешь? На седьмом? Отлично, вот тебе домашнее задание: присмотри место, куда будет лучше приземлиться, чтобы точно умереть и не остаться инвалидом.
Я не буду вдаваться в подробности всех наших «бесед», это были больше ее монологи, в которых меня убеждали покончить с собой. Просто скажу вот что: шоковая терапия, которой она хотела побудить меня остановиться, воспротивиться и начать жить, по-настоящему подтолкнула меня к желанию уйти из жизни.
Счастливый финал
Моя психолог, с которой я беседую время от времени уже 6 лет, стала моим спасательным кругом. Я до сих пор не знаю, как так вышло, что жизнь направила меня именно к ней. Но я очень хорошо помню то ощущение безопасности, спокойствия и правильности происходящего после первого приема у нее.
Она не делала мне больно, чтобы побудить к каким-нибудь действиям, она не говорила, что именно мне нужно сделать, скатываясь в принижение моего поведения. Она слушает, направляет и мягко объясняет. Удивительно, но эти три кита терапии стали для меня искуплением и помогли навести порядок в жизни. Отмечу также, что активно на терапию с ней я ходила на протяжении одного года, в последующие 5 лет я обращалась к ней за помощью лишь в тяжелые моменты, с которыми боялась морально не справиться в одиночку: смерть близкого человека, перемены вокруг, серьезные болезни и тому подобное.
Именно благодаря работе с ней я вижу свои ошибки во взаимодействии с другими психологами в мои 17–24 года. Возможно, кому-то из тех, кто сейчас читает эту колонку, мои выводы окажутся полезными. Их немного, но, мне думается, они способны помочь вам сохранить свое время, деньги и психику в целости.
На что обратить внимание при выборе психолога?
1. Регалии и годы опыта не являются гарантией качественной терапии, которая подойдет именно вам. Специалист, которому жмет руку мэр Казани на фотографиях, что висят в его приемной, может оказаться полнейшим придурком, которого вы бы сами побрезговали даже пнуть.
2. Найти своего специалиста может оказаться процессом долгим и не самым приятным. Я редко встречала людей, которые с первого раза оказывались в нужном месте. Будьте готовы к длительному путешествию по исследованию чертогов разума разных специалистов за свой счет.
3. Вам всё будет понятно насчет успешности будущего взаимодействия с психологом уже после 1–2 сессий. Не стоит терпеть неприятного для вас человека за свои же деньги просто потому, что он называет себя специалистом. Прислушивайтесь к своим ощущениям.
4. Не бойтесь рассказывать о себе и открываться постороннему человеку. Вы же не будете скрывать от гастроэнтеролога, к которому пришли насчет болей в животе, что съели накануне? Так почему же не хотите поведать тому, кто занимается проблемами психологическими, что у вас на душе? Без этого никак.
5. Если специалист перегибает палку и нарушает ваши личные границы, переходя на личности, в топку такого психолога. Вы платите ему деньги, и унижение за свой счет — сомнительное удовольствие.
Надеюсь, вам повезет больше, чем мне, и поиски подходящего специалиста не займут много времени. Терапия — это привилегия современного общества, она действительно способна изменить вашу жизнь к лучшему, но да, увы, не все проводники оказываются хорошими. Как, наверное, и в любой профессии.
Всё самое интересное публикуем в телеграм-канале 116.RU. Подписывайтесь!