Здоровье QR-коды в Татарстане мнение «Не вижу основу, научно доказанную»: врач — о том, почему QR-коды в транспорте Татарстана — ошибка

«Не вижу основу, научно доказанную»: врач — о том, почему QR-коды в транспорте Татарстана — ошибка

Более эффективным был бы масочный режим, считает доктор

Эффективность QR-кодов в транспорте очень сомнительна, считает Александр Соловьев

В Татарстане с 22 ноября в общественном транспорте начала действовать система QR-кодов. Теперь только вакцинированные, переболевшие и люди с медотводами смогут воспользоваться наземным и подземным транспортом в республике. Местные жители прозвали 22 ноября «черным понедельником». В этот день в Казани, например, цены на такси взлетели в два раза, пассажиры нападали на кондукторов. Именно на последних возложили обязанности по проверке злосчастных QR-кодов.

Пока из-за этой ограничительной меры Татарстан получил волну хейта, всенародную ненависть и снижение пассажиропотока на 18%. А в Казани транспортники недосчитались 25% своих пассажиров. Это около полумиллиона человек. Но, по словам министра транспортного и дорожного хозяйства РТ Фарита Ханифова, всё идет по плану и власти были готовы к такому сценарию.

Но насколько введение QR-кодов в общественном транспорте вообще эффективная мера? Мы обратились за разъяснением этого вопроса к известному уральскому врачу, эксперту лабораторной диагностики Александру Соловьеву. Он с самого начала пандемии изучает вирус, сам им переболел и в курсе всех новых научных исследований.

Публикуем рассуждения Александра Соловьева о системе QR-кодов, которая работает в Татарстане.

— Изначально были понятны вопросы сложности администрирования QR-кодов при распространении их использования на разные сферы жизни. Это очевидно. То, с чем столкнулся 22 ноября Татарстан, — наглядный пример ошибок именно в администрировании. На всех этапах. Пример Татарстана говорит о том, что для применения такой меры нужно очень серьезно и детально продумывать все этапы администрирования QR-кодов. На мой взгляд, Татарстан — негативный пример. Он должен заставить всех всерьез взвесить все аспекты реализации такой меры. Особенно в условиях, когда у нас подавляющее число людей не имеют QR-кодов. И это уже второй аспект этой проблемы.

Совершенно очевидно, что введение QR-кодов в первую очередь направлено на изменение отношения к вакцинации. Эта мера побудительная. Она фактически принуждает людей провести вакцинацию для того, чтобы получить QR-код и не быть ограниченными в своей социальной активности. И в этом подходе тоже проявляются слабые места. Нерешенными остаются целый ряд вопросов. Например, есть группа людей, которая не болела, не проходила вакцинацию. Но у нас высокая доля людей, которые естественным образом перенесли коронавирусную инфекцию (и с симптомами, и бессимптомно). Они никуда не обращались, а значит не имеют оснований получить QR-код. Даже наши последние данные из Санкт-Петербурга, например, говорят о том, что 83% взрослого населения уже с антителами. И за счет вакцинации, и за счет перенесенного заболевания. Конечно, это не совпадает с официальными данными. Оценка коллективного иммунитета по стране около 45–47%. То есть, у нас огромное количество людей уже с иммунитетом. И, конечно, они будут сопротивляться некоторым мерам, в том числе принудительной вакцинации. Они не понимают, зачем им это нужно. Только ради получения QR-кодов? Вторая группа людей, например, — это люди, которые ранее уже прошли вакцинацию. Но после этого они перенесли коронавирусную инфекцию, по действующим правилам Минздрава РФ, срок действия QR-кодов у них сокращается до 6 месяцев. То есть человек может получить вакцину в мае, перенести болезнь в июне, а сейчас, в декабре, ему придется ставить вакцину повторно. Это очень серьезный вопрос, на который никто не дает ответа. Что делать этим людям? Меньше, чем за год у них получится целых три встречи с антигенами: первичная вакцинация, заболевание и повторная вакцинация. Я сам медик, и я сам сейчас в такой ситуации. Я не согласен с таким подходом, потому что я не вижу за ним основу, научно доказанную. Очень много спорных моментов с этой практикой введения QR-кодов.

И третий аспект — эпидемиологический. Как QR-коды вообще влияют на ситуацию с распространением коронавируса при введении их на общественном транспорте? Мы получаем в последнее время данные очень серьезных эпидемиологических исследований из других стран. Как минимум отличные публикации китайских коллег, расследование США по крупной летней вспышке. Эти данные наглядно демонстрируют: «дельта»-штамм коронавируса совершенно спокойно может распространяться как в среде вакцинированных, переболевших, так и не вакцинированных людей. Вывод совершенно очевиден: сама по себе система QR-кодов никаких гарантий не дает. Это не та мера, которая однозначно повлияет на снижение распространения заболеваемости.

За один день в России два региона показали совершенно разные подходы: в Татарстане ввели QR-коды в Транспорте, а в Ивановской области в тот же день отменили коды для допуска в торговые центры. Это странно. Татарстан уже прошел пик эпидзаболеваемости. Но мера с кодами — некий пилот, который испытывают на Татарстане. И тут же в другой территории другой пилот — отмена этих кодов. Это просто мое предположение, конечно. Разные субъекты применяют разные меры и оценивают, что из этого выйдет.

Но другой вопрос. А есть ли альтернатива введению QR-кодов в транспорте? Новые исследования в Корее, например, показывают, что использование респираторов снижает риск заражения коронавирусом в общественном транспорте на 95%. А в сочетании с социальной дистанцией, то есть минимум 1,5–2 метра между пассажирами, а не битком набитый автобус, — на 98%. И это при том, что в Корее уровень коллективного иммунитета в начале весны был на уровне 3–4%. Это говорит о том, что соблюдение масочного режима позволяет существенно решить проблему передачи коронавируса в общественном транспорте. Но это должны быть не просто маски, а респираторы FFP2-защиты. К сожалению, об этом практически никто не говорит. Населению не рассказывают про аэрозольный способ передачи вируса. Если дать визуальное сравнение, то COVID-19 сейчас — как табачный дым. Он стоит в воздухе очень долго и распространяется под влиянием воздушных масс. Человек вдыхает этот воздух и вирус сразу же попадает глубоко в легкие. В закрытых помещениях COVID-19 может висеть в воздухе до 6 часов. Единственный способ не заразиться — более качественная защита органов дыхания, то есть респираторы. Но акценты на этом не делают. Люди не понимают этого. Но QR-коды вводят как единую меру.

Власти смотрят на опыт Европы, которая начала создавать так называемые «чистые зоны» от ковида. Но это очередная ошибка. В первую очередь ментальная. Эти QR-коды создают когнитивный диссонанс у людей. Хотя их и так много с начала пандемии. Ну невозможно обеспечить чистую от ковида зону в условиях, которых предлагается это сделать. При этом игнорируются реальные научные факты, результаты эпидемиологических исследований, которые в разных странах мира проводились. Но, видимо, не нашлось другого, более подходящего термина, для того, чтобы объяснить необходимость введения QR-кодов. Сразу встречный вопрос на эти их «чистые зоны»: детей же продолжаете допускать? Да и люди с QR-кодами могут быть бессимптомными носителями вируса. И вводя эти коды, власти не говорят о том, что в помещении должен быть качественный воздухообмен, например. Ни в одном официальном документе не прописан этот аспект. Население нужно обеспечить не просто масками, а качественными респираторами. Сделать их доступными. И опять же, с QR-кодом днем можно в ресторан, а ночью нельзя. Я не понимаю. Это всё вызывает когнитивный диссонанс и недоумение у людей. А следом — сопротивление.

Такие меры на данный момент искажают все нами полученные знания. Чистые от коронавируса зоны в таком нашем российском исполнении при условии неконтролируемого распространения вируса — это ошибочное представление.

Согласны с автором?

Да
Нет
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем