Редакция 116.RU продолжает рассказывать о судьбах сотрудников благотворительного фонда «Ярдам-Помощь» в Казани. Мы взяли интервью у незрячего преподавателя Корана, который приезжает ради работы из Чечни.
Дауд Юсупхаджиев родился в Дагестане, а затем переехал в город Шали в Чечне. Сейчас ему 56 лет, и он не видит. В 2008 году он прошел реабилитацию в фонде «Ярдам-Помощь» после потери зрения, а теперь сам обучает незрячих людей чтению Корана.
Родина
— Я чеченец по национальности, но благодаря школе овладел русским языком. Детство прошло как у всех — на улице: игры, труд, в свободное время играли с ребятами, бегали друг за другом, вот так и прошло детство, — рассказал он.
В семье Дауда было восемь детей: шесть сыновей и две дочери. Его отец работал пастухом, и сыновья всегда помогали ему. Отец прививал детям трудолюбие. В детстве Дауд учился в русскоязычной школе в Дагестане, а после службы в армии он работал электриком. Именно на работе произошло то, что изменило его жизнь навсегда.
Производственная травма
В 26 лет перед лицом мужчины взорвался газовый баллон, и он ослеп. Дауд пережил множество операций, но после безуспешных попыток восстановить зрение, он стал отказываться от лечения, потому что устал. Он решил оставить всё, как есть.
— Это был далекий 95-й год, техногенная травма была, далеко в это уходить не будем, взрыв газового баллона, так потерял зрение. Я долго реабилитировался, операции были. Это для меня самый лучший, оптимальный вариант, — поделился Юсупхаджиев.
Когда он впервые потерял зрение, ему было очень трудно, и ему казалось, что весь мир против него. Он часто задавался вопросом, почему это случилось.
Однако мужчина сумел найти в себе силы продолжать жить: он женился, построил дом и вырастил детей. В настоящее время он живет с семьей в Чечне, а в Казань приезжает периодически на работу (на месяц) и на учебу в исламском университете.
— В общем, состояние хорошее, единственное — отсутствие зрения, но я это не считаю проблемой. Одна из функций отсутствует, но развиваются другие функции: слуховые, тактильные. А в общем состояние, например, поехать, приехать, приготовить себе, ухаживать за собой — на это здоровье у меня есть, хватает, — поделился мужчина.
Работа в благотворительном фонде
Он признался, что любит свою работу и наслаждается взаимодействием с людьми с ограниченными возможностями. Дауд прекрасно понимает незрячих, так как сам прошел через этот опыт и знает, как правильно с ними общаться. Кроме того, у него есть хобби — для поддержания физической формы он занимается спортом.
— Утром я работаю, вечером хожу на учебу, а как сессия заканчивается, я, как и все обычные студенты, уезжаю домой. У меня семья большая: пятеро детей, уже и внуки пошли. Как только нахожу время, сразу стараюсь уезжать домой, — рассказал сотрудник фонда.
Дауд отметил, что порой ему бывает сложно, особенно когда он оказывается в незнакомой обстановке. В таких случаях ему нужна помощь, чтобы его проводили. Однако чаще всего он предпочитает передвигаться, ездить и летать самостоятельно, и это приносит ему удовольствие.
— Домой часто езжу один, на самолете или на поезде. Езжу в гости, в Пермь ездил недавно, меня приглашали, а так я себя не ограничиваю, раньше мог, но сейчас нет, я уже более-менее адаптировался, — рассказал преподаватель.
Дауд признался, что в Казани ему удобно передвигаться по городу, в других городах, где он бывал, таких удобств нет. Он отметил, что тактильные плитки есть даже в местах, где он не ожидал их встретить.
— Татарстан — моя вторая родина, я даже не постесняюсь это сказать. Мне очень понравилось в Казани, — заявил сотрудник фонда.
Вера
Юсупхаджиеву помогает сохранять позитивный настрой его вера и духовные практики. Он убежден, что Всевышний направляет жизнь человека, и если довериться ему, то не возникнет проблем, упадка сил или депрессии. Это ощущение поддерживает его, и он старается не обращать внимания на негативно настроенных людей. Для него главное — это уважение к его религиозным чувствам.
— Я долго учился этому и до сих пор учусь, чтобы внешние факторы не повлияли на качество моей жизни. И я тоже стараюсь не вредить людям и себе. Я счастлив, потому что у меня семья, жена, которые всегда меня поддерживали. Тыл всегда был обеспечен. Дети тоже выросли в религиозных пониманиях, всех, кроме одного, я женил и выдал замуж. Если они счастливы, я автоматически счастлив, — отметил он.
Людям с ограниченными возможностями он советует поддерживать свое духовное и физическое здоровье и быть позитивными, заниматься образованием, самосовершенствованием и каждый день работать над собой.
— У меня приземленная мечта — умереть не единобожие. Остальное Всевышний мне дал, мне даже грех жаловаться на что-то, — добавил он.
Напомним, в фонде «Ярдам-Помощь» работают люди с ограниченными возможностями здоровья. Фанис Мингараев потерял зрение еще в детстве, однако нашел в себе силы жить дальше: стал преподавателем в фонде и в колониях, а также женился и сейчас воспитывает сына.
Всё самое интересное публикуем в телеграм-канале 116.RU. Подписывайтесь!