Власти Казани и Татарстана снова попробуют оживить подземные галереи, которые не смогли достроить к тысячелетию города и которые четверть века просто гнили. Казанцев пригласили в катакомбы (многие побывали под Баумана и Профсоюзной впервые) и предложили выдвинуть свои идеи. Перечисляем задумки, которые прозвучали на встрече.
Казанцев, которые пришли обсудить будущее подземки, сразу предупредили: никаких эскизов нет. До этого этапа еще далеко. Встречу для того и проводят, чтобы собрать идеи горожан. Хотя, похоже, у жителей пока не созрели идеи: на встрече больше выступали организаторы и чиновники.
На немой вопрос о том, почему о катакомбах вспомнили ни с того ни с сего, руководитель татарстанского филиала «Движения Первых» Тимур Сулейманов дал абстрактно-философский ответ: мол, настало время обратить внимание на то, что находится не перед глазами. На самом же деле обсуждение всегда заходило в тупик по одной причине — деньги. В подземку вложили огромные средства, а сейчас нужно еще больше. Как оказалось, инвестора всё еще нет. Похоже, что поиски начнутся после того, как Казань определится с судьбой подземки.
— Деньги всегда есть, просто они иногда у нас, иногда не у нас. Они, как правило, там, где есть хорошая идея, в которую начинают верить. А еще чаще — где есть идея, вокруг которой есть команда, — заявил Сулейманов.
Организаторы предложили собравшимся казанцам фантазировать, не сковывая себя мыслями об инвесторах. Далее мы приведем цитаты тех, кто выдвигал идеи.
— В Уфе есть очень интересное пространство «Облака». Это зона, где молодые ребята, которые хотят выразить себя, получают всё в одном месте. Там шикарные парикмахерские, салоны тату, магазины авторской одежды, музей с проекционной историей, где можно посмотреть медиаспектакли с маппингом. Это третье место для неформатных людей, — рассказала министр культуры Татарстана Ирада Аюпова.
— У подземной галереи есть старший брат — Охотный Ряд. Московский проект стоил колоссальных денег, хоть он и рентабельный. А для того, чтобы тут что-то сделать, нужны те же колоссальные деньги. Проект для меня как для хозяйственника выглядит более утопическим. Но не такие высоты Казань брала. Одно из предложений — создать единый музейный комплекс в городе Казани, которого, наверно, нет ни в мире, ни в России, — высказался глава Вахитовского и Приволжского районов Альберт Салихов.
— Пусть здесь остается бизнес, пусть здесь тоже будет фуд-молл. Будет здорово, если площадка будет функциональной. О'кей, эта часть останется основной. Вторая часть, муниципальная, выкладывается под какие-то галереи. Но не следует забывать, что это сердце города. Нужно перестать сильно опекать Баумана и отдать ее туристам. Единственное пожелание — я хотел бы увидеть площадку с сильным архитектурным кодом, — прокомментировал главный редактор интернет-журнала Enter Данил Губайдуллин.
— Это пространство действительно отличается от других тем, что оно максимально необычное, вытянутое. Я уверен, что здесь можно сделать какой-то арт-кластер. Конечно же, я не мог о нем не сказать, по-моему, это очевидно: здесь можно сделать самый крутой клуб в мире. Пространство, где будет в одно время проходить инсталляция НУР, в другое время — концерты, а ночью — тусовка, — поделился мыслями Dj BubbleGum.
— Здесь может быть такой скейт-парк — типа «Урам 2.0». Андерграундные ребята, которые думают: «Фу, я не надену шлем», всё еще тасуются на Петербургской улице. Хочется, чтобы это место было открытым для разной аудитории. Здесь можно оборудовать место под некий скейт-парк, добавить на концерты сторы с татарской нашей культурой. Здесь можно делать квесты по татарской мифологии, — отметила председатель Совета Первых Татарстана Камилла Нуруллина.
— Сделать что-то похожее на опенспейс, только для детей, — сказал один из участников дискуссии.
— Есть такая идея: открыть этот транзитный путь, сделать вход и выход и совместить функции арт-объекта и истории. Сделать на стенах зарисовки, которые будут показывать историю развития Казани, и добавить звуковое сопровождение, — добавила участница дискуссии Ульяна.
— Туристы всегда спрашивают: «А у вас тут есть восточный базар?» Да, мы у них ассоциируемся с этим. Я считаю, что можно поставить восточный базар с кофе на песке. Местным подросткам тоже негде провести время. Я бы предложила открыть пространство по типу «Циферблата» (антикафе. — Прим. ред.), где платишь только за время, проведенное здесь, — предложила гид из Казани.
— Одна из идей, которая звучала ранее, — это вообще сделать здесь «Волганариум». Как океанариум. Это если мы не будем сковывать себя вопросами, связанными с инвестициями. Представьте, здесь по центру большой аквариум, в котором мы идем, но в виде Волги, — поделился мечтой Сулейманов.
Казанцы по-прежнему могут прислать свои задумки организаторам встречи, для этого в интернете создали опросник.
Подземные галереи строили к 1000-летию Казани, но проект забросили. Много лет власти не знали, что делать с объектом: денег в него вложили уже много, но нужно было еще больше. В 2019 году гендиректор «Татспиртпрома» Ирек Миннахметов вместе с известным ресторатором выкупил часть подземных галерей под Профсоюзной («бауманская» по-прежнему принадлежит городу) и собирался оживить их. Однако проект снова поставили на стоп, когда Миннахметов неожиданно умер в 2020 году.
Всё самое интересное публикуем в телеграм-канале 116.RU. Подписывайтесь!