В забулачной части Казани прямо из дома торчит кирпичная башня. Неужели на пересечении Московской, 36 и Тази Гиззата, 5 когда-то был замок? Нет, это кое-что поинтереснее, а именно 4-ярусная пожарная каланча со смотровой площадкой. В очередном выпуске «Снести нельзя оставить» рассказываем, как она тут появилась, как пожарные шарами уведомляли казанцев о дожде и при чем тут Гиляровский и Николай I.
Предположительно, изначально усадьба на Посадской (сейчас это Тази Гиззата) принадлежала дворянам Тенишевым, которые происходили из рода татарских князей. Глава семейства Дмитрий Васильевич Тенишев дослужился до вице-губернатора Казанской губернии, а потом стал астраханским гражданским губернатором. После его смерти вдова Анна Савиновна якобы продала дом Казанскому городскому обществу. Это было в 1832 году. Так тут и появилась 2-я полицейская и пожарная часть. В 1840-х городские власти построили каланчу. Стоит оговориться: версию с князьями Тенишевыми приводит гостиница, которая сейчас располагается на Московской, 36/5. Но нам не удалось найти другие источники, которые подтверждали бы эту историю.
А теперь поговорим о том, что известно точно: с 1848 по 1917 год в этом здании располагалась Вторая полицейская часть. Городовые разбирались с криминалом и одновременно ведали пожарной охраной в злачной Мокрой слободе.
В XIX веке пожарная служба в современном виде только зарождалась. Ее пытался систематизировать Николай I. Пожары наносили огромный урон всем российским городам. Казань несколько раз выгорала почти дотла и отстраивалась заново. Вот пример: 3 сентября 1815 года после нескольких месяцев засухи в Ямской слободе начался пожар, который распространился по всему городу и бушевал сутки. Огонь добрался до Кремля, охватил церкви, монастыри, судебные места, дом дворянского собрания, казанскую духовную академию. Пострадали архивы губернского правления, где хранились документы об истории Казани и Казанской губернии. Выгорело 166 улиц, 1,2 тысячи домов.
Спустя 10 лет после этой трагедии (в 1825-м) в Казанской губернии появилась первая пожарная команда. Но вернемся к нашей каланче на Посадской: ее построили позже — в 1840-е. С башни открывался вид на всю округу, так что отсюда дозорные высматривали дым. Они дежурили круглыми сутками и вывешивали наверху шары. Сейчас МЧС присылает казанцам СМСки о грозах, а тогда горожане узнавали погоду и обстановку в городе по условным знакам. Вторая полицейская часть обозначала себя двумя черными шарами, полицейское управление, находившееся на улице Воскресенской, — одним. Также важны были цвет и знаки на шарах. Вот такую классификацию приводит известный краевед Алексей Клочков в книге «Казань: логовища мокрых улиц»:
если к черным «полицейским» шарам добавляется один шар с крестом — начался пожар;
добавляется красный флаг — пожар, угрожающий городу (объявлялся сбор всех частей);
красный шар летом — возможен дождь и ветер;
красный шар зимой — метель;
желтый — ясная погода;
белый — туман.
От этой традиции появилось выражение «ночевал под шарами». Так говорили про задержанного, который провел ночь в полицейском участке. Однажды в подобную неприятную ситуацию попал и король репортажа Владимир Гиляровский. Городовые схватили его, когда он остановился в Казани проездом. Правда, Гиляровский не был ни в чем виноват — его перепутали со смутьяном, который был в такой же красной рубахе и успел убежать от преследователей. Историки спорили, под какими шарами ночевал фельетонист — Второй полицейской части на Посадской или в полицейском управлении на Воскресенской. Клочков склоняется к тому, что все-таки в управлении.
В советские годы здание на Московской, 36/5 использовалось как жилье. В наши дни в доме находятся рестораны и гостиница. Комплекс считается памятником общественной архитектуры середины XIX века. Каланча выглядит хорошо сохранившейся, хотя в 2010-х картина была куда более удручающая. Кирпичи дома раскрошились, башня посерела. В 2012–2013-х в комплексе прошла реконструкция и реставрация фасадов.
Ранее в рубрике «Снести нельзя оставить» мы рассказывали о доме на Карла Маркса, в котором располагались гимназия XVIII века и штаб-квартира националистов, о гостинице Дворянского собрания, которая когда-то принимала поэта Пушкина и оперного певца Шаляпина, об усадьбе Ростовой, в которой несколько месяцев жила семья Ленина.
Всё самое интересное публикуем в телеграм-канале 116.RU. Подписывайтесь!