Признайтесь, вы обливаетесь потом в казанских автобусах, пока едете на работу? Даже в лютую жару вместо кондиционеров казанцы могут рассчитывать только на открытые форточки. Табло у кабины водителя показывает +33 градуса (хотя по стандарту Минтранса РФ должно быть не выше +25). Но я, корреспондентка 116.RU Руфина Калимуллина, в эти цифры не верю и чувствую себя персонажем «Безумного Макса». А давайте проверим: я взяла обычный термометр и проехалась на разных видах транспорта и измерила температуру в нем. Результаты моего эксперимента оказались грустнее, чем ожидалось.
В день эксперимента синоптики обещают +37 градусов. К 9 утра мчу на работу на троллейбусе № 8 старого типа. Он не оснащен кондиционерами, так что уже вздыхаю по поводу того, что в офис опять зайду мокрой. Спустя 4 остановки термометр нагревается до +36 градусов. Немного жарковато, не находите? Тогда я ужаснулась. Но подождите, то ли еще будет.
Волею редакции (которая поручила мне проверить тухнущие на рынке помидорчики) в 11:40 я оказалась в такси. Слабый холодок ощущался, так что водитель, возможно, включил кондиционер. Но термометр всё равно предательски показал температуру выше, чем в троллейбусе, а именно +37. Начинаю сомневаться: может, прибор нагрелся от моих рук или просто оказался бракованным. Да вроде нет: в дома и в офисе он справлялся со своей задачей, а в транспорте я старалась его не трогать, просто положила рядом.
В 12:16 я выхожу на асфальтовые поля рядом с Колхозным рынком. Жду трамвай № 1 и достаю свое самое мощное оружие против жары — карманный вентилятор с ушками. У моего термометра такого роскошества нет, так что ртутный столбик поднимается почти до 40 градусов.
В трамвае открыты окна, но воздух всё равно спертый. Едем медленно, так что ветерок сюда не попадает. Как и все пассажиры, сажусь на теневую сторону. Это тоже не спасает: в 12:35 термометр показывает 43–44 градуса. Это даже выше, чем на солнце на остановке. От такого зноя у моего соседа по креслу сдают нервы. Пассажир в одежде цвета хаки с запотевшей бутылкой пива сначала интересуется у меня, почему транспорт буквально ползет. Я дежурно отвечаю что-то про график движения. И тут же жалею, что вообще вступила в диалог. Мой собеседник срывается в сторону водителя трамвая и отборной бранью требует набрать скорость.
— Быстро едь. Хватит свой график соблюдать. П*****с рыжий. Вас на гвозди в Руси продавали. Людям надо домой. Жарко людям, — надрывается буйный пассажир.
Доходит чуть ли не до драки, пока рулевой не выгоняет пассажира из салона. Тот напоследок кидает «пожелание», чтобы трамвай двигался быстрее. Получилось наоборот: водитель по телефону сообщает, что отстал от графика из-за дебошира.
Следующим в эксперимент вступает маленький двухдверный автобус № 28, которого я уже опасаюсь. В таких точно нет кондиционеров. Едем быстро, так что из открытой форточки меня обдувает. Но на остановке становится невыносимо. Соседнее кресло из кожзама под солнцем нагрелось так, что можно обжечь пальцы. В салоне попахивает бензином. Термометр показывает +44 градуса.
Снова сажусь в троллейбус старого типа № 13. Мой градусник говорит, что тут полегче — всего +42. Но я ему не верю. Проезжая по Третьей транспортной дамбе, с завистью смотрю на казанцев, которые плещутся на берегу Казанки. На часах — 14:27, а значит наступило самое жаркое время.
Следом ловлю трехдверный, относительно новый, автобус № 1. Он направляется в центр, так что пассажиров тут побольше. Все вместе мы надышали на +44 градуса. В салоне душно, хоть форточки и открыты.
У ТЦ «Кольцо» я сторожу новый МАЗовский голубой троллейбус, в котором должен быть кондиционер. Уж тут-то я остужусь. Так думала я на остановке «Университет». Подъезжаю к театру Тинчурина, а изменений так и нет. Для достоверности пересаживаюсь с передних сидений в центр салона. И снова не дует. Термометр подтверждает: в любом месте троллейбуса он показывает 43–44 градуса.
В награду себе (и для контраста с автобусами) решаю прокатиться на метро. Мысленно делаю ставки: наверняка под землей будет меньше 30 градусов, как бы голова не закружилась от таких перепадов. Не закружилась. После нескольких минут ожидания и проезда одной станции термометр охладился до 32 градусов. Я не ожидала увидеть такую высокую отметку. Хотя по ощущениям термометр снова врет: мне показалось, что в метро было прохладнее.
Тут должны быть выводы, но что неочевидного я могу сказать? Что после дня, проведенного в автобусах и троллейбусах, я чувствую себя, будто побывала в микроволновке? Что жариться полчаса при 44 градусах (особенно в переполненном автобусе) ненормально? Что отсутствие кондиционеров ненормально?
Удивительно, что при таких условиях казанский общественный транспорт ставят в пример челябинскому. Там сейчас проводится транспортная реформа. Старые пазики и маршрутки постепенно меняют на новые большие автобусы с кондиционерами. Правда, челябинские водители экономят топливо и не всегда их включают.
Казани новой транспортной реформы ждать не приходится. Между тем татарстанские автобусы изношены на 70%, некоторым машинам больше 10 лет. Кондиционеров в них нет и не будет, поскольку дооснастить старый транспорт выходит слишком дорого и неэффективно. Денег на масштабное обновление автопарка нет. Столица Татарстана за счет кредита закупит 157 белорусских троллейбусов с системой кондиционирования, но это не покрывает всю потребность. И это мы еще не учли автобусы. Поэтому пока задыхаемся и терпим, господа.
Всё самое интересное публикуем в телеграм-канале 116.RU. Подписывайтесь!