В самом центре Казани встретить заброшенное историческое здание — не редкость, а вполне обыденное явление. Так и на улице Ульянова-Ленина можно увидеть небольшой, неопрятный дом желтоватого оттенка, по фасаду которого растянулись трещины, а с крыши падают куски камня прямо под ноги прохожим. Несколько мемориальных табличек и вывеска, указывающая на то, что здесь когда-то работал детский сад № 37, — вот что можно увидеть на здании, рискнув подойти поближе.
Корреспонденты 116.RU заглянули глубже в историю этой постройки и узнали, что у дома совершенно невероятная история. Оттого вдвойне удивительно, что вот уже несколько лет он стоит заброшенным и никому не нужным.
От усадьбы до детского сада
Дом по адресу ул. Ульянова-Ленина, 50 был спроектирован известным казанским архитектором Павлом Голышевым в 1915 году. На этом самом месте прежде располагался деревянный дом профессора университета и городского головы Эраста Янишевского, построенный в 1904 году.
По документам городской управы, найденным казанским краеведом Рустэмом Ахуновым, до 1913 года деревянная постройка находилась в совместной долевой собственности у дочерей профессора — Яшневских Екатерины и Нины, Смирновой Марии и Борман Александры. И ими же был продан помещику, инженеру-механику Илье Аносову за 2700 рублей. Тот и превратил его в целую усадьбу для своей семьи, с флигелем, пристройками и коваными воротами.
Необычная планировка дома всегда выделяла его среди других на улице: в высоком цоколе располагались кухня, подсобные помещения и комнаты для прислуги. На первом этаже был парадный зал с высокими арочными окнами и жилые помещения.
История у дома Аносова впоследствии была и вправду потрясающая. В 1920-е годы здесь базировался высший законодательный, исполнительный и контрольный орган государственной власти республики — Центральный исполнительный комитет Советов депутатов трудящихся ТАССР. Об этом напоминает и мемориальная доска, укрепленная на фасаде здания.
Помимо этого, здесь в 1921–1922 годы буквально в соседнем помещении от ЦИКа работала штаб-квартира «Американской продовольственной помощи» (American Relief Administration, ARA), которая боролась с голодом в Поволжье. Ею руководил будущий президент США Герберт Гувер. Эта благотворительная организация доставила в республику 886 154 пуда муки, крупы, сала и молока для детей, а также 2 311 175 пудов кукурузы и 78 645 пудов ржи для взрослых. Также они занимались строительством дорог и мостов.
Казанский краевед и создатель популярного телеграм-канала «Архитектурасы» Ян Гордеев также отмечает, что в доме Аносова в 20-е годы бывал будущий лауреат Пулитцеровской премии Уолтер Дюранти, большой поклонник Сталина.
С 1930 года, по данным сайта электронного образования РТ, в доме работал детский сад № 37, рассчитанный на приблизительно 70 детей, в нем работали 5 воспитателей. Тогда же внутренняя планировка и интерьеры дома были переделаны для нужд детского учреждения. Здание с того времени стало принадлежать и по сей день принадлежит городу.
В июле 1987 года постановлением Совета Министров ТАССР особняк Аносова был признан памятником истории и культуры. Правда, это никак не повлияло на сохранение нормального облика здания — в нем ни разу не было ни капитального, ни даже косметического ремонта.
Капитальный ремонт, которого нет
В 2014 году глава Татарстана Рустам Минниханов, осматривая объекты культурного наследия в центре города, подчеркнул необходимость проведения в доме реставрационных работ и включении его в программу капремонта. Но дальше слов дело не пошло. Спустя 4 года, в декабре 2018 года, Наиля Хафизова, на тот момент начальник отдела сохранения объектов культурного наследия Татарстана, отчиталась, что решения Комитета по поводу дома Аносова пока нет.
В 2020 году проект на проведение реставрационных работ исторического памятника был, наконец, утвержден. Но денег на них не было. Осенью 2021 года детский сад из особняка съехал — детей распределили по разным учреждениям Вахитовского района, а администрация с самого начала затруднялась ответить, вернется ли детсад на свое прежнее место.
На сайте электронного образования Татарстана указано, что в настоящее время детский сад закрыт на капитальный ремонт. При этом редакции удалось найти план финансово-хозяйственной ответственности на 2023-й и плановый период 2024–2025 годов дошкольного учреждения, исходя из которого на детсад из бюджета до сих пор выделяют субсидии в размере 3 млн 162 тыс. рублей. Они уходят на оплату труда персонала, коммунальные услуги, налог на имущество организаций и земельный налог.
Гниющее на глазах и никому не нужное
Корреспонденты 116.RU, приехав к дому на ул. Ульянова-Ленина, своими глазами увидели, что никаких работ в особняке Аносова не проводят. И судя по всему, так никогда и не проводили. Двери плотно закрыты, состояние постройки, мягко говоря, удручающее. На камере на фасаде настолько толстый слой грязи, что навряд ли через объектив хоть что-то можно разглядеть. Территория не охраняется, и через невысокий заборчик можно легко перемахнуть и попасть на детскую площадку.
Во дворе цветут тюльпаны, стоит аромат сирени, распускающейся на пушистом кусте. Повсюду разбросаны детские игрушки — разноцветные машинки, пластмассовые лопатки и ведерки. На первый взгляд, кажется, будто воспитанники детского сада минуту назад бегали по территории, копались в песочнице и зашли в помещение на обед.
Но потом замечаешь подгнивающий ковер в одной из беседок, ржавчину на каруселях, выцветший футбольный мяч у деревьев, явно переживший не один дождь и снегопад. Единственное помещение, в которое можно пройти, — заваленный мусором подвал, то ли техническое помещение, то ли каморка дворника.
В ней кучей лежат декорации для утренников, детская мебель, поломанные игрушки. По подвалу легко определить, что снаружи можно разглядеть не все беды дома Аносова — стены покрыты черной плесенью, вывести которую будет весьма затруднительно.
Рисковать перемещаться из подвала в основной блок детского сада мы посчитали опасным — огромные трещины на стенах указывали на то, что постройка в любой момент может не выдержать вторжения и рухнуть на наши головы.
Непонятно, будет ли город что-то делать с домом Аносова в ближайшем будущем — денег на капитальный ремонт, несмотря на все планы, нет. И ни статус объекта культурного наследия, ни удобное расположение в самом центре Казани никак не способствует тому, чтобы усадьбу побыстрее восстановили и приспособили под какие-то нужды.
Напомним, ранее мы писали про другой объект культурного наследия на той же улице Ульянова-Ленина — старинный особняк Ростовой, в котором в 1887 году жил будущий вождь мирового пролетариата вместе со своей семьей.
На сегодняшний день за хлипкими воротами, которые легко открываются от легкого дуновения ветерка, можно увидеть лишь развалины, ничем не напоминающие знаменитую усадьбу. Владелец дома мечтал превратить историческое здание в элитный дом с квартирами, но так и не нашел на это денег.
Всё самое интересное публикуем в телеграм-канале 116.RU. Подписывайтесь!