Город эксклюзив «Они больше других выиграли». Что происходит с татарским селом, которое сгорело дотла 3 месяца назад

«Они больше других выиграли». Что происходит с татарским селом, которое сгорело дотла 3 месяца назад

Его всё еще не восстановили

Фото сделано в первые дни после пожара
Источник:

В начале мая по татарскому селу Юлдус в Курганской области прошел природный пожар. От маленького старинного населенного пункта почти ничего не осталось: огонь уничтожил 220 домов. Курганские власти пообещали выдать жителям сертификаты, чтобы отстроить дома. А что происходит в Юлдусе сейчас, спустя 3 месяца после пожара? Мы поговорили об этом с местным жителем.

Село до сих пор не восстановилось. Главный вопрос, который волнует погорельцев, — как раздаются жилищные сертификаты. По словам нашего собеседника, это происходит нерационально: деньги на отстройку получили те, у кого и так есть квартиры в городе. При этом сельчане, для которых домик в деревне был единственным жилищем, остаются на улице. Но есть оговорка: не все они должным образом оформили дом до пожара. Теперь приходится доказывать право на сертификат в суде.

— Непонятно, как раздают — то ли сват, то ли брат. Дачникам дают. Например, у кого-то в городе 2–3-комнатная квартира стоит, а тут у него была только дача. Ну так не делается, наверно. А те, у кого тут был единственный дом, не могут доказать, потому что документы вовремя не смогли оформить, — рассказал сельчанин.

Кроме того, у жителей Юлдуса есть вопросы к суммам, которые им выдают на отстройку. Размер выплаты зависит от количества человек, которых признают пострадавшими. Чем больше получателей в сертификате, тем больше сумма. Однако странным образом в списке оказываются не все прописанные в доме, а, например, только собственник. Как писали наши курганские коллеги из 45.RU, на эту же бюрократическую хитрость жалуются также погорельцы из поселка Смолино. Например, одна семья утверждает, что получила 500 тысяч рублей на 5 жильцов. В ответ на их жалобы им предлагают взять ипотеку.

А еще жителей Юлдуса волнуют темпы строительства. Даже те, кто начал возводить новый дом, вряд ли заедет в него до заморозков. А тут холодает до -40 градусов.

— Наверно, мало кто в этом году в дома заедет. Середина августа — у некоторых еще фундамент не залит. Половина погорельцев уехали, получили сертификат и купили квартиру. Они больше других выиграли, — отметил наш собеседник.

А ведь помимо жилья к зиме надо бы восстановить и гаражи, которые так и стоят обугленными коробками, говорят местные жители. Пока непонятно, куда ставить школьный автобус, пожарную машину, тракторы.

И это уж не говоря о водоснабжении. В деревне стоит только маленькая водонапорная башня. Если будет еще один такой масштабный пожар и отключится свет, тушить огонь будет просто нечем.

Напомним, 7 мая полностью сгорело село Юлдус, которое основали несколько веков назад бежавшие с Поволжья татары. Огонь уничтожил более 200 домов прямо на глазах у хозяев. Погибли 7 человек: кто-то застрял в машине, кто-то не успел выбежать из погреба или дома. В деревне уцелели только мечеть, школа, клуб и одна небольшая улица.

Местные жители временно переселились в школу и продавали остатки жилища на металлолом. Власти региона пообещали людям сертификаты, на которые можно будет отстроить дома. Но те всё равно обратились за поддержкой к главе Татарстана Рустаму Минниханову. Республика пообещала помочь с восстановлением села и пригнала машины со стройматериалами, продуктами, бытовой техникой.

По мнению одних историков, село Юлдус в Шадринском районе Курганской области основали татарские казаки, которые в XVIII веке были посланы сюда для защиты южных границ России. Другие историки, как гласит «Википедия», утверждают, что населенный пункт в этом месте существовал еще в 1429 году и село входило в состав Сибирского ханства, Золотой Орды, Тюркских каганатов.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Тариф с попутчиком очень недоработан»: водитель такси откровенно рассказал о том, что его бесит в работе
Михаил Швалёв
Самозанятый, водитель-партнёр «Яндекс Такси»
Мнение
«Зовите командира, я научу его летать». Бортпроводник — о самых неприятных пассажирах
Кирилл Фрош
Мнение
«Становится приятнее возвращаться домой»: организатор пространства рассказала, как правильно расхламляться
Анастасия Карачаровская
Мнение
«Копай и собирай мешки бесконечно»: неравнодушная россиянка поехала волонтером в Анапу и показала масштабы трагедии без прикрас
Дарья
Мнение
Работа в −50, алкоголь и тоска по дому: нефтяник — о том, как празднуют Новый год на вахте
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Рекомендуем
Объявления