Казанские самолеты Ту-214 и иркутские МС-21 «не хуже лучших западных аналогов», заявил министр финансов России Антон Силуанов. А мы попросили управляющего директора журнала «Авиатранспортное обозрение» Максима Пядушкина сравнить отечественные борта между собой.
В первую очередь министр похвалил МС-21: у лайнера «хорошая шумоизоляция, комфортный салон, эргономичные отечественные кресла, современная кабина пилотов». Обновленная «тушка» будет такой же эффективной, «как Boeing и Airbus» — так Силуанов оценил разработку Казанского авиазавода.
— Хочется, чтобы побыстрее эти самолеты полетели с пассажирами на обычных рейсовых маршрутах, — добавил Силуанов.
Эксперты говорят, что одно из главных отличий Ту-214 от зарубежных самолетов — трехчленный экипаж, в который входит бортинженер (в иностранных моделях его нет). На этот раз мы попросили авиаэксперта пройтись по основным различиям казанской «тушки» и «Магистрального самолета 21 века» (МС-21).
— Это самолеты разных поколений. «Тушки» разрабатывались в 90-х. Официальная программа М-21 запустилась с 2011 года (разработки велись с 2000-х. — Прим. ред.). Между ними технологически 20 лет разницы. Помимо прочего, МС-21 разрабатывался в довольно широкой международной кооперации. Там, помимо более современных технологий, были введены еще западные подходы по проектированию, эксплуатации самолета, — отметил Пядушкин.
Обе модели — среднемагистральные узкофюзеляжные самолеты, но они отличаются дальностью полета. У современных «тушек» за счет дополнительных баков (которых не было в Ту-204) это 6 тысяч, а то и 6,5 тысячи км. Базовый вариант МС-21 рассчитан на 5 тысяч км. Подходы к обслуживанию тоже неодинаковые.
Значит ли, что более современный иркутский самолет предпочтительнее, чем казанский? Ответ неоднозначный.
— Сейчас не до выбора. Авиакомпании будут брать что смогут. Если мы говорим про свободный рынок, разумеется, каждая авиакомпания выбирает самолеты исходя из своей маршрутной сети, загрузки на рейсах, на какие аэродромы летает, какие финансовые условия ей предложат. Там очень много факторов, — прокомментировал Пядушкин.
Отметим, что о конкуренции между российскими самолетами высказался и глава Ростеха Сергей Чемезов. По его мнению, со временем производство МС-21 будет наращиваться, а выпуск Ту-214, наоборот, будет снижаться.
К концу 2024 года Казанский авиазавод планирует заменить все импортные детали в Ту-214 на российские — это 13%. Мы поговорили с автоэкспертом, как будут ремонтировать полностью отечественные самолеты, если они сломаются за границей.