История с борьбой против ваххабизма и прочих оппозиционных течений в исламе в Татарстане получила очередное продолжение. Прихожане казанской мечети «Нурулла» подали заявление в Верховный суд Татарстана против поправок в республиканский закон «О свободе совести и религиозных объединениях», согласно которому светские власти смогут вмешиваться в назначение имамов в мечетях. Первоначально ответчиками по этому вопросу должны были выступать Госсовет РТ и президент Татарстана Рустам Минниханов, но суд решил вызвать главу республики лишь как свидетеля.
Формально иск в суд подали прихожане мечети, но всем в Казани ясно, что за этим заявлением стоит глава мечети «Нурулла» Габдулла Галиуллин.
Как объяснил корреспонденту 116.ru адвокат мечети «Нурулла» Тауфик Васильев, они и не скрывают этого, просто обращение от имени махалли позволит вызвать у этого вопроса больший общественный резонанс и освободит суд от необходимости связывать свое решение непосредственно с личностью самого Габдуллы Галиуллина.
По словам адвоката, у мусульман этого прихода сразу несколько претензий к властям. Все они были высказаны в письмах к президенту России, прокурору РФ и президенту Татарстана. Из администрации президента России сообщили, что обращение было передано генеральному прокурору РФ, но больше на их письма никто не откликнулся. После этого и последовали обращения в суд.
«Мы опротестовали поправки в республиканский закон о религии, потому что в них очень много противоречий с российским законом «О свободе совести и религиозных объединениях». Этот закон написан очень мудро, и согласно ему никто не вправе вмешиваться в дела религиозных объединений. А татарстанские власти не только вошли в противоречие с федеральным законом, да еще и стали вмешиваться в дела религиозных объединений», – поясняет юрист Тауфик Васильев.
По его словам, прихожане мечети «Нурулла» в первую очередь оспаривают статью 17 закона о свободе совести и религиозных объединениях Республики Татарстан, где религиозные организации в законодательном порядке обязывают установить критерии для должностных лиц духовных организаций. У них должно быть религиозное образование, и в то же время требуют установить ограничения в связи с пребыванием в этой должности. А российское законодательство говорит, что религиозные организации сами создают свою структуру, исходя из своих внутренних убеждений и интересов. Прихожане недовольны также и тем, что мечеть обязывают заключать договоры с лицами, которые работают в религиозных организациях. Хотя российские законы говорят лишь о праве мечетей заключать такие договоры.
«А мы считаем, что для нас будет больше пользы, если мы будем приходить в мечеть и оказывать определенные трудовые услуги без всяких договоров – белить, красить, делать ремонт. То есть власти Татарстана опять-таки вмешиваются в наши дела, что противоречит российским законам».
Прокомментировать активность мусульман мы попросили известного политолога, руководителя Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раиса Сулейманова.
По его мнению, все происходящее говорит о том, что Габдулла Галиуллин хочет быть лидером оппозиционного исламистского движения в Татарстане.
«Прошедшим летом эти лавры у него забрал Рустам Сафин, имам мечети «Аль Ихлас», так что Габдулла Галиуллин хочет вернуть свое влияние. Я бы хотел отметить, что такая попытка может кончиться для Галиуллина весьма печально. Дело в том, что однажды он уже выступил против президента Татарстана, тогда Минтимера Шаймиева, что стоило ему места муфтия РТ. Сейчас, выступая против президента РТ Рустама Минниханова, он может лишиться и места имама мечети «Нурулла», – уверен Раис Сулейманов.
А вот глава Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия, муфтий Фарид хазрат Салман считает, что главный вопрос, который при этом возникает – почему именно данная инициатива Госсовета РТ стала предметом оспаривания?
«Ответ, на мой взгляд, очень прост: потому что принятие данного закона и то, что ДУМ РТ будет действовать сейчас именно по своим внутренним установлениям, станет ударом по тем силам, которые рассматривали вопрос своего возвращения на духовную арену, на арену руководства мусульманской общиной республики», – подчеркнул Фарид хазрат Салман.
Именно эти поправки, по мнению собеседника 116.ru, и перекрывает дорогу таким людям, поскольку большинство претендентов и тех, кто ратует за изменение духовного курса мусульман республики, имеют образование саудовского или просаудовского образца. И в этих претензиях, считает он, нет ничего удивительного. Весь вопрос в том, насколько грамотными окажутся сейчас государственные защитники на этом процессе, насколько аргументированно они смогут опровергнуть этот иск прихожан.
Фото: Фото с сайта Кazan-inturist.ru