Разрушителей исторического центра Казани назовут поименно. Сегодня прокурор Казани Ильдус Нафиков пригрозил общественным порицанием фигурантам уголовных дел, возбужденных по статье «Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры». По мнению прокурора гнев народа накажет тех, кто уничтожил исторические памятники в центре города.
Главное – политическая воля
«Казани повезло, что президент Татарстана лично озаботился судьбой исторического центра города. Есть категория дел, для которых нужна политическая воля», – заявил Ильдус Нафиков. Именно после прогулок по городу Рустама Минниханова были подняты старые уголовные дела, возбуждены новые.
По словам прокурора, большинство дел, а их более полусотни, находится на различной стадии расследования. Загвоздка в том, что по подавляющему большинству из них истекли сроки давности: «Мы подняли все факты разрушения, все дела по памятникам, которые были разрушены аж в 80-х годах. Мы понимаем, что виновные не понесут уголовную ответственность в связи с истечением срока давности, но нам важно было изучить схемы и причины, чтобы установить по чьей вине это было совершено, чтобы назвать их имена».
Памятники уничтожали по схеме
На сегодня из 552 исторических объектов нужно отремонтировать 200, из которых 41 находится в критическом состоянии. Изучив старые дела, прокурорские работники пришли к выводу, что утрата объектов происходила по следующей схеме: расселение жильцов из аварийного жилья, длительное неиспользование расселенных объектов, перевод их на баланс различных МУП без указания, что дом относится к историко-культурному наследию, отсутствие каких-либо мер по установлению собственников, утрата объекта культурного наследия в период подготовки к Тысячелетию. Как оказалось, ряд объектов был утрачен из-за ненадлежащего планирования строительства метрополитена, в отдельных случаях памятники просто поджигали.
Есть и другие схемы уничтожения, связанные с вывозом крупных финансовых вложений за рубеж. «В 2001 году гостиница «Казань» была включена кем-то в федеральную целевую программу, – рассказал прокурор. – Для реставрации привлекли французскую фирму, руководителем которой был Пьер Буше. На ремонт получили из казны двадцать миллионов долларов. В итоге в гостинице только сломали перегородки, и на этом работы прекратились. Собственники сослались на отсутствие финансирования».
«Мы докопаемся до истины!»
«Большая проблема с тем, чтобы призвать высокопоставленных чиновников к ответу, чтобы они дали объяснения по этим делам, даже пригласить их на элементарный допрос, – объяснил начальник полиции МВД России по Казани Артем Кузнецов. – Как вы понимаете, все эти дома не за росписью простого клерка были проданы или снесены. Президент РТ поставил нам жесткую задачу, прокурор республики поддержал нас и сказал, что мы можем допросить любого. Но на деле все выходит не так просто».
Сейчас, по словам Нафикова, четыре уголовных дела по уничтожению исторических памятников вызывают особую сложность. Речь идет о разрушенных в январе прошлого года Доме Потехина на улице Чернышевского, номерах Банарацева на Дзержинского и Доме Юшкова. Их практически снесли под «прикрытием» разрешения министерства культуры на ремонтные работы. Теперь прокуратуре и следователям предстоит дать оценку, что это было на самом деле – хитроумная схема уничтожения или просто чудовищная ошибка. «У фигурантов этого уголовного дела есть много шансов спрятать концы, но мы все равно докопаемся до истины», – уверен прокурор.
А вот ситуация с домом №16 по улице Тукая (усадьба Шакир-солдата) противоречивая: собственник здания ИП Дружинин произвел самовольную реконструкцию крыши без разрешительных документов. Возбуждение уголовного дела против Дружинина вполне может отбить желание у других предпринимателей восстанавливать свои объекты, «ведь предприниматель видел: крыша разрушается, и провел работы на свой страх и риск», отметил Ильдус Нафиков. Всего же, по словам прокурора, направлено уже 144 иска в суд по каждому нарушению, 38 должностных лиц привлекли к ответственности.
Поздно пить боржоми
Защитник исторических памятников, преподаватель КПФУ Искэндер Ясавеев считает правильным придать огласке имена виновных в разрушении центра города. «Речь не идет о каких-то досках позора, но общество охраны памятников истории и культуры уже давно выступает за то, чтобы были точно известны собственники памятников. Общественность должна быть в курсе. Прямых результатов, может, это и не даст. Но хоть в какой-то мере будет способствовать большей ответственности самих собственников».
Интернет-сообщество и вовсе считает, что держать ответ перед народом должны руководители города – как бывшие, так и нынешние. «Отцы города не слепые же были, они все прекрасно видели, и с их молчаливого согласия продавались земли и уничтожались памятники, – считает блогер Сергей Кузнецов. – А сейчас уже, как говорится, поздно пить боржоми».
А вот юрист Татарстанского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Андрей Железнов-Липец требует, чтобы виновных привлекли к уголовной ответственности: «Пока одному виновному не дадут реальный срок, пока кто-нибудь не понесет уголовное наказание, ничего не изменится. Конечно, это один из видов профилактики – общественное порицание, но правоохранительная система должна работать. Общественное порицание очень хорошо влияет на политиков, которые заинтересованы в выборах, а предпринимателям, которые не избираются народом оно не так страшно».
Фото: Фото с сайта Osd.ru