Город Домострой Искэндэр Ясавеев, координатор проекта «Город без преград»: «Мы хотели пригласить мэра на прогулку в инвалидной коляске»

Искэндэр Ясавеев, координатор проекта «Город без преград»: «Мы хотели пригласить мэра на прогулку в инвалидной коляске»

Почему новые дома не соответствуют строительным нормам и правилам? Зачем вместо пандуса строители сооружают горку? Кто устанавливает поребрики в десять раз выше нормативных? О проблемах, с которыми сталкиваются в Казани инвалиды-колясочники, корреспонденту 116metrov.ru рассказал один из составителей карты «Казань недоступная», преподаватель Казанского университета, координатор проекта «Город без преград» Искэндэр Ясавеев.

«В России инвалиды заперты»

– Искэндэр Габдрахманович, как родилась идея проекта «Город без преград»?

– Наверное, в какой-то степени это связано с наблюдениями моими и моих знакомых, сделанными в поездках. Когда приезжаешь куда-либо в Западной Европе или США, видишь на улицах много инвалидов. В кафе заезжает девушка на коляске, чтобы выпить кофе. В университетах аудитории оборудованы специальными площадками, куда колясочники могут заехать и удобно расположиться. В университетских кафетериях установлены специальные столы без стульев. Практически все пешеходные переходы оборудованы плавными съездами на проезжую часть, а светофоры – звуковыми устройствами для инвалидов по зрению. В поездах номера мест дублируются шрифтом Брайля. Рядом со многими памятниками архитектуры установлены их рельефные макеты с пояснительными надписями, сделанными этим же шрифтом. И люди ведут полноценную, практически ничем не ограниченную жизнь.

– А в Казани не могут?

– В Казани мы их почти не видим. Я помню одно своё впечатление еще со студенческих времен. Нам нужно было провести социологический опрос, и мы пошли по квартирам, попавшим в выборку. Тогда я был удивлен тем, что несколько раз двери нам открывали инвалиды-колясочники. И было понятно, что их контакты с внешним миром ограничены телевизором, а сейчас, возможно, еще Интернетом. В России таких людей не меньше, чем на Западе, но они заперты в своих квартирах из-за отсутствия пандусов и подъемных платформ, неприспособленности подъездов и пешеходных дорожек и т. д. Понимание этого и подтолкнуло нас к идее «Города без преград». А сам проект начался благодаря моим студентам.

– Среди них есть инвалиды-колясочники?

– Нет. Но с похожей проблемой сталкиваются молодые мамы. Один из моих курсов в университете называется «Социология социальных проблем». Как-то я предложил студентам подумать о прикладной части курса. То есть не только рассуждать в уютной университетской аудитории о социальных проблемах, а попытаться предпринять какие-либо действия, которые привлекут внимание, пусть и ограниченное, к той или иной проблеме. У одной из моих студенток Софии Калаковой (в этом году она окончила университет) двое маленьких детей. Она подошла ко мне после лекции и рассказала, что очень часто сталкивается с тем, что просто невозможно передвигаться по городу. С детской коляской приходится очень трудно. Возле её дома поребрики высотою 30-40 сантиметров. Был момент, когда ребёнок едва не вылетел из коляски, и с тех пор она всегда пристёгивает дочку. И София тогда произнесла, как мне кажется, очень важную фразу. «Пройдёт два-три года, – сказала она, – дети подрастут, и я перестану обращать на это внимание. Но ведь есть люди, которые постоянно находятся в этой ситуации».

«Интересной была реакция сотрудника мэрии»

– И как всё началось?

– Всё началось с пикета. Это было 12 июня прошлого года. Мы собрались у станции метро «Суконная слобода». Место было выбрано неслучайно. На выходе из станции на улицу Эсперанто десятки ступеней и нет пандуса. Пришли человек тридцать, мы собирали подписи под письмом мэру с призывом заняться наконец проблемами инвалидов. А потом с участниками пикета организовали небольшое шествие. Акция, кстати, была санкционирована. Присутствовал сотрудник исполкома. Мы прошли буквально два квартала по Эсперанто, а потом повернули к скверу за филармонией. Среди нас были три инвалида-колясочника. И было совершенно очевидно, что люди на колясках самостоятельно передвигаться по таким улицам не могут. На протяжении всего пути 30-сантиметровые бордюры. Даже если есть сопровождающий, пока он коляску правильно разворачивает и спускает с бордюра, загорается красный сигнал светофора. Интересной была реакция сотрудника мэрии. Он потом подошёл к нам и признался, что сам никогда не обращал внимания на бордюры, но сейчас понял, какие это препятствия.

– И что-нибудь изменилось после этого на «Суконной слободе»?

– Тогда нет. Но сейчас, насколько мне известно, там как раз реконструируют этот выход.

– Ответ от градоначальника вы получили?

– Да. Спустя два месяца, и ответ этот нас очень удивил. Из него следовало, что у нас в общем-то всё хорошо в городе. Там говорилось о том, что при строительстве руководствуются всеми нормативными документами. Объекты нового строительства оборудуются пандусами, лифтами, кнопками вызова персонала. Было написано, что до конца 2010 года подъёмными платформами будут оборудованы все станции метрополитена. Что автобусы у нас приспособлены для инвалидов-колясочников. Это просто какая-то другая реальность. Есть реальность горожан, а есть реальность чиновников. И этот документ – доказательство существования таких параллельных реальностей.

«Строители делают что-то вроде горки»

– В Казани строятся новые дома. Устанавливаются ли пандусы и оборудуются лифты, в которые может въехать инвалидная коляска?

– Я могу сослаться на участников нашего проекта, которые передвигаются на колясках и сталкиваются с этим ежедневно. К примеру, Александр Калашников – активист «Города без преград». Он живёт в относительно новом доме на улице Минской. На втором этаже. И ему стоило огромных трудов добиться, чтобы лифт переделали и он стал останавливаться на этом этаже. Причем произошло это только после того, как Александр во время прямой линии обратился к Владимиру Путину. Сразу сделали и подъемную платформу рядом с первым лестничным пролетом, но она какое-то время поработала и сломалось. Ситуация вернулась на круги своя. Что касается наших стандартных лифтов, то они очень узкие, и не все коляски, детские в том числе, туда проходят.

– Но существуют ведь строительные нормы и правила, в соответствии с которыми должны оборудоваться жилые здания и общественные места?

– Конечно. СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Там совершенно четко оговаривается, что поребрики, к примеру, должны быть высотой не больше четырех сантиметров. Должны быть пандусы, угол наклона которых не превышает 8-10 градусов.

– А у нас такие есть?

– А у нас строители делают что-то вроде горки. Еще очень часто используется плитка, и эта горка по законам жанра становится скользкой.

– Недавно сотрудники исполкома принимали новый дом необычным образом. Посадили подрядчика в коляску и заставили самостоятельно подниматься по пандусу, у которого не было поручней.

– Это хорошая идея. Наверное, только так и надо.

– Вообще, с пандусом возможно справиться самостоятельно?

– Если угол наклона правильный, то человек на коляске может заехать. Но поручни должны быть обязательно. И в СНиПе это регламентировано. Ведь при подъёме нужно делать усилия.

Вообще, ситуация в городе с доступностью аховая. Я представляю, какой долгий путь нам нужно еще пройти, чтобы среда стала доступной.

«Центр города – сплошное красное пятно»
– Участники проекта «Город без преград» составили карту «Казань недоступная». Для чего она нужна?

– После того как нам пришло письмо от мэра, мы поняли, что нужно что-то сделать, чтобы показать, насколько различается видение чиновников с видением горожан. Родилась идея интерактивной карты, доступной в Интернете. Мы начали с пешеходных дорожек и перекрёстков. В планах было обследовать и объекты, но это очень масштабная задача, кроме того, существует всероссийский проект «Без барьеров», охватывающий и объекты Казани, поэтому пока мы сосредоточились на улицах. Нас было пять человек, мы нескольких месяцев ходили с фотоаппаратами, снимали перекрестки, измеряли линейками высоту бордюров. Обследовали пока около 100 перекрёстков.

– И как понять, какой перекрёсток доступен, а какой нет?

– Идея очень проста. Если перекресток отвечает требованиям, то есть на нем оборудованы плавные съезды на проезжую часть или пониженные бордюры и человек на коляске может сам беспрепятственно проехать, то мы ставили зелёную метку. Если есть пандусы, как, к примеру, на улицах Правобулачной и Левобулачной, но они с наклоном почти 45 градусов, то мы ставили жёлтую метку. Подняться самостоятельно, конечно, невозможно, но с сопровождающим можно справиться. Где вообще нет никаких пандусов, а поребрики выше четырех сантиметров – ставили красную метку. Ребята на колясках говорят, что неважно – пять, шесть или сорок сантиметров поребрик. Если выше четырех – самостоятельно уже не проехать.

– И что получилось?

– Получилось, что центр города – это сплошное красное пятно. В начале у нас было только шесть зелёных перекрестков. Пара жёлтых, а все остальные – красные. Эта карта – убедительная иллюстрация того, насколько доступен наш город для инвалидов.

«Чтобы исключить парковку, они делают сумасшедшие бордюры»

– Неужели пандусы настолько дороги, что на них экономят строители?

– Это в головах просто нужен какой-то сдвиг. Это вина, конечно, строителей, но они просто с этим не сталкивались, и им не объясняли, как правильно. Поэтому они делают по старинке.

– Чем выше, тем лучше...

– Ну да. У них есть свои объяснения, и многие на это ссылаются. Мол, у нас машины заезжают на тротуары. И чтобы исключить парковку на тротуарах, они делают эти сумасшедшие бордюры. Больше всего нас возмущает, что даже там, где сейчас ведутся ремонтные работы, например на улице Бутлерова или во дворах, не делают так, как надо. Ну что им стоит развернуть два поребрика от проезжей части, сделать плавный наклонный спуск и заасфальтировать. На Баумана это сделали за один день. Правда, после того как мы написали, что у нас в планах пригласить мэра на прогулку в инвалидном кресле, чтобы он сам проехал эти перекрёстки.

– В Татарстане ведь вроде бы начали вкладываться в инфраструктуру для людей с ограниченными возможностями...

– В Татарстане запущена программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы. Один из наших активистов-колясочников прислал мне документ, в котором указан перечень запланированных работ и мероприятий, позже я нашел его в открытом доступе в Интернете. Так вот, сейчас известно, как расходуются средства на 2011 год. Выделено почти 700 миллионов рублей на республику. В списке объектов, которые должны оборудовать пандусами, лифтами и подъемниками, есть спортивные комплексы Универсиады, поликлиники, больницы, театры, станции метро. Я уверен, что их все-таки сделают доступными, и это замечательно. Но...

– Но как до туда добраться...

– Совершенно верно. Дома, дворы, пешеходные дорожки, перекрестки, почты, магазины... Есть повседневная среда, и она остаётся недоступной.

P.S. С картой города «Казань недоступная» может ознакомиться любой желающий. Можно сделать это, перейдя по ссылке.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Мужчины в какой-то момент решили, что они лучше водят»: жительница Казани — о том, каково быть девушкой за рулем
Анонимное мнение
Мнение
Страшно. Красиво. Как блогер отдыхала в Крыму под звуки выстрелов
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления