Фотографии злостных неплательщиков алиментов в ближайшие дни появятся в городских автобусах. Нерадивые отцы, рискующие стать «знаменитостями», находятся в розыске, а их долг перед чадами превышает 50 тысяч рублей. Таким способом служба судебных приставов республики планирует выйти на след должников и привлечь их к ответственности. Есть ли польза от подобного «народного» розыска и не нарушают ли закон его исполнители, выяснил корреспондент 116.ru.
Фамилия, имя, отчество и надпись: «Если вы владеете информацией о местонахождении данных граждан, просим вас сообщить в управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан по телефону 292-18-19». Такие объявления на информационных табло будут видеть пассажиры казанских автобусов. Дополнят их фотографии должников-алиментщиков, находящихся в розыске и давно не выплачивающих своим детям полагающееся. Татарстанские исполнители закона прибегают все к новым методам поиска должников и привлечения общественности к проблеме невыплаты алиментов.
Как рассказала корреспонденту 116.ru автор идеи, ведущий специалист-эксперт отдела организации исполнительного производства управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Татарстан Жанна Машанина, первыми разместят фотографии четырех отцов-неплательщиков в автобусах пяти городских маршрутов, причем один из них находится в федеральном розыске. «У каждого из них долг по алиментам превысил 50 тысяч рублей. Один из четырех первых фигурантов находится в федеральном розыске, трое – в республиканском. Причем по двум делам взыскателями являются органы опеки и попечительства, то есть два ребенка находятся в детских домах», – рассказала Жанна Александровна.
К слову, в Татарстане более 30 тысяч алиментщиков, дела которых находятся в исполнительном производстве приставов. Около одной тысячи из них находится в розыске. И, по словам приставов, в нелегком деле поиска приходится идти на все новые ухищрения. Во многих случаях помогает. «Когда в Казани появилась социальная реклама с призывами заплатить алименты и именами должников, многие из неплательщиков звонили и обещали расплатиться, только чтобы их не "вешали"», – поделилась специалист УФССП РФ по РТ.
Подобные опыты приставов уже вызывали неоднозначную реакцию в обществе. Кто-то понимает полезность действий суда, а кто-то намекает на недопустимость вмешательства в личную жизнь. Однако исполнители закона его соблюдают. «Почему-то, когда в людных местах висит фотография разыскиваемого преступника, все реагируют нормально. А когда публикуются данные алиментщика – воспринимается по-другому. Спешу заверить, что это так же совершенно законно. Нерадивых отцов разыскивают правоохранительные органы. Мы ведь даже уголовное дело можем завести», – отметила пристав. И тут же добавила, что розыск – для приставов дело крайнее. «Сначала же мы проводим воспитательную работу. Объясняем должникам, что скрываться не нужно. Лучше прийти и объяснить ситуацию. Вдруг человек работу потерял и не может выплачивать алименты? Мы можем направить и в центры занятости. Так что прежде чем нам подать в розыск, нарушитель от нас получает многократные предупреждения», – объяснила Жанна Машанина.
То, что действия татарстанских приставов вполне законны, подтверждают и юристы. По словам юриста Казанского правозащитного центра Артура Шакирова, уклонение от уплаты алиментов – деяние противоправное. Так что розыск с привлечением общества в данном случае не выходит за рамки правовых норм. «По закону за злостное уклонение предусмотрена уголовная ответственность. Судебные приставы вправе как привлекать для розыска правоохранительные органы, так и самостоятельно его производить, – рассказал юрист. – Ни о каком нарушении закона о частной жизни речи быть не может. Так как публикация имени, фамилии и отчества не является сообщением фактов личной, интимной жизни, то есть информацией личного характера».
И все же адвокат допускает возможность судебных исков в отношении судебных приставов от родителей-должников, попавших на всеобщее обозрение. «Если им покажется, что какие-то их права были ущемлены, по закону они имеют право обратиться с иском в суд или заявлением в прокуратуру. Правда, вопрос формулировки, какие именно права, по мнению истца, были нарушены», – пояснил Артур Шакиров.
Впрочем, идея республиканской службы приставов не нова. Нечто подобное уже применялось и в прошлые годы. К примеру, на привокзальной площади в Казани на рекламном билборде в течение месяца находилась фотография двух девочек с именами их отцов и надписью: «Их папа не платит алименты». По словам ведущего специалиста-эксперта группы по связям со средствами массовой информации управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Татарстан Лиры Акмалетдиновой, этим методом для привлечения должников к ответственности пользуются и в других регионах. Исполнители закона из соседних республик также считают меру действенной. «На центральной площади в Чебоксарах установлен большой рекламный электронный монитор. Вместе с обычной рекламой там транслируют и ролики о необходимости уплаты алиментов», – рассказала специалист.
Остается надеяться, что усилия приставов возымеют ожидаемый эффект. И если не сразу все 30 должников ринутся платить алименты, то хотя бы треть из них вспомнит о необходимости помогать в содержании своих детей из-за боязни приобрести дурную славу.