Начальник отдела милиции «Япеева», подполковник милиции Сергей Попов получил от начальника УВД Казани Алексея Селивановского предупреждение о «неполном служебном соответствии».
В феврале этого года Вахитовский районный суд, рассмотрев материалы уголовного дела в отношении сразу четырех сотрудников отдела милиции «Япеева», вынес постановление в адрес министра МВД по РТ с предписанием навести порядок в этом отделе.
В постановлении указывалось на то, что именно в этом отделе «систематически практикуется подвешивание людей за руки в болезненном положении и нанесение побоев». А «административные материалы на задержанных составляются формально», «лишь с целью административного задержания».
Суть дела заключалась в том, что 23 сентября 2006 года в ОМ «Япеева» привезли троих молодых людей, которые якобы напали на милиционера Миннегарипова. Дежуривший по отделу старший лейтенант Андрей Анисимов утверждал потом, что не слышал, чтобы задержанных били, или кто-то звал на помощь, и не видел, чтобы их приковывали наручниками к решеткам. Однако судебно-медицинская экспертиза, проведенная в ходе расследования этого дела, установила, что потерпевшие получили-таки побои, причем получили их, находясь именно в «отделе». Там же из карманов троих молодых людей таинственным образом исчезли деньги. Дежурный Анисимов, как и начальник отдела Сергей Попов, ничего не сделали для того, чтобы предотвратить противоправные действия своих подчиненных.
«Мы с друзьями ехали в автобусе, – рассказывает один из потерпевших Руслан Галлямов, – в какой-то момент автобус резко затормозил, и я не удержался и налетел на стоящую рядом женщину. Это была жена того самого Миннегарипова, который, кстати, стоял тут же. Я извинился, но, видимо, извинений милиционеру было мало. Он вызвал подкрепление, нас отвезли в отдел «Япеева», где подвешивали под потолок в наручниках и били. Те, кто нас избивал, подкрепляли побои словами «это наш друг, мы за него отомстим». В конце концов нас выпустили, только деньги отобрали. Честно говоря, все это длится уже слишком долго – скорее бы им вынесли приговор».
По этому делу сотрудники отдела старший сержант Ильяс Гисматуллин, старший сержант Сергей Еремин, Ринат Миннегарипов и Юрий Мурсяков еще зимой получили условные сроки. Правда потерпевшие при помощи правозащитников в Верховном суде обжаловали приговор, и теперь дело вновь слушается в Вахитовском райсуде.
«Процесс продолжается, – говорит председатель совета Правозащитного центра Казани Игорь Шолохов, который представляет интересы потерпевших в суде, – когда он закончится – пока сказать сложно. В прошлый раз рассмотрение длилось довольно долго. Главное наше достижение на данный момент в том, что Верховный суд отменил милиционерам условные приговоры как слишком мягкие. Сейчас им предъявлено обвинение сразу по двум статьям: «Превышение должностных полномочий» и «Грабеж» Главная задача для нас не посадить этих милиционеров (от этого ни семьям обеих сторон, ни им самим, ни потерпевшим лучше не станет). Главное – обратить внимание руководства МВД на такие факты и предотвратить их в будущем.
Тем временем УВД Казани провело собственное расследование. Оно ничего нового не выявило. Все факты, изложенные в материалах уголовного дела четверых милиционеров, подтвердились. В итоге 13 мая Селивановский подписал своим бывшим подчиненным «приговор» – четверых старших сержантов уволили из органов, Попову объявили «неполное». Анисимова к ответственности привлечь не получилось, потому что до этого был переведен в ИВС УВД Казани. Кроме того, начальник отделения охраны общественного порядка Вахитовского РУВД Игорь Лезин и начальник милиции общественной безопасности Арслан Камалетдинов получили предупреждения.
Этот случай можно назвать уникальным. Впервые пострадавшие от действий сотрудников милиции сумели защитить свое достоинство и восстановить свои права. Большинство же считают, что писать заявление на сотрудников милиции бессмысленно, дескать, коллеги все равно его «замнут».«Ни о каких «заминаниях» не может быть и речи, – говорит помощник руководителя Следственного управления следственного комитета при прокуратуре РТ Эдуард Абдуллин, – если человек совершил преступление – он должен понести адекватное наказание. Если даже заместителя начальника управления по налоговым преступлениям осудили, то по «мелким» делам никакие связи никого не спасут. Это один из приоритетов нашей работы».
Позиция УВД в этом вопросе проста – делать из отделов милиции камеры пыток не позволено никому. «К сожалению, в наши ряды просачиваются и такие сотрудники, – говорит руководитель пресс-службы УВД Казани Игорь Силко, – никакое тестирование не даст 100-процентной гарантии, что в органы на службу не попадут такие люди. От таких нам нужно избавляться. Мало того, что это просто бесчеловечно, так еще и противоречит закону. Статья 13 «Закона о милиции» «Применение физической силы» гласит, что «сотрудники милиции имеют право применять физическую силу для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на милицию обязанностей».