Вполне прогнозируемые выборы, прошедшие в России 2 декабря, все же несколько удивили результатами. Татарстан по числу проголосовавших за одну партию входит в число рекордсменов по РФ. По предварительным данным, за «Единую Россию» свои голоса в республике отдали порядка 80% людей (по разным избирательным комиссиям эта цифра немного колеблется), в то время как средние показатели по стране в «послевыборное» утро составили 64,1%.
В региональном представительстве партии «Единая Россия» рекорд объяснили просто: «Это удалось сделать упорным каждодневным трудом партии. На федеральном уровне ее возглавил Владимир Путин, и в Татарстане тоже – значимые и уважаемые фигуры, которые повлияли на выборы. «Единая Россия» уже имеет большинство и в Госсовете, и в муниципальных образованиях, присутствует практически на всех уровнях власти, поэтому результаты голосований были вполне ожидаемые. Шла мощная предвыборная кампания. Фарид Мухаметшин и Минтимер Шаймиев провели с избирателями более ста встреч, что тоже не могло не оказать должного влияния».
Рекордные показатели удивили в понедельник не только обывателей (это стало темой дня для обсуждения в блогах, на рабочих местах, в студенческих аудиториях), но и профессионалов.
«Я только что на эту тему смеялся, – сказал политолог Дмитрий Мюллер. – В полночь показатели составили где-то 84-85%. К утру предполагалось, что они снизятся и будут средними по России. Этого не произошло. У нас в Татарстане только одна партия прошла 7%-ный порог. Однако говорить, что выборы полностью подтасованы, нельзя, так как итоги все же отражают реальные настроения в обществе. Возможно, был использован административный ресурс. Очень большая явка была по деревням, это можно расценивать по-разному».
В Нурлатах, к примеру, за «единороссов» проголосовали 99,07% избирателей, в Чистополе – 93,47%, по Казани, по предварительным данным, в среднем – 77,55%. Многие казанцы, работающие в государственных учреждениях, говорят о том, что на их выбор «повлияла» работа.
«Мне на работе дали точное указание, за кого надо голосовать, – сказал госслужащий (имя по понятным причинам не называется). – Но, честно говоря, даже если бы не диктовали, там ведь не было достойной альтернативы, кому можно было бы отдать свое предпочтение».
С одной стороны, можно было бы подумать, что свою роль сыграл психологический аспект – люди хотят быть уверенными в завтрашнем дне. Поэтому голосуют за тех, кого знают. Однако психологи утверждают, что их наука здесь не причем.
В партии «Справедливая Россия» от комментариев попросту отказались. Узнать мнение ЛДПР тоже не удалось. КПРФ же в данный момент собирает документы для суда.
«В Кайбицком районе наших товарищей за полчаса до начала, в самый ответственный момент, когда все проверяется, начальник местного РУВД арестовал и увез. Привез, лишь когда выборы уже начались. В 16:00 мы получили информацию, что творится безобразие на участке на улице Пушкина, в здании консерватории. Люди прописаны в Верхнем Услоне – и вдруг у них появляется прописка от 30 ноября, что они зарегистрированы в Казани на десять дней – не открепительное удостоверение. И когда мы посчитали – около 300 там было таких документов, не дающих право голосования. В результате, там закончились бюллетени. Мы узнали, что студентам за это платили по 500 рублей», – сообщил претендент в депутаты от КПРФ Фарит Хабибуллин.
Представители компартии заявляют о целом ряде инцидентов, включая удаление с участков их наблюдателей. Все собранные доказательства они намерены представить в Страсбургский суд, предварительно пройдя все республиканские инстанции. В прошлых выборах они поступили аналогично, но из-за того, что дело сначала не было рассмотрено в районном суде, их жалобу вернули обратно. По их словам, цель в данном случае – показать общественности, как у нас проходят выборы.
«Только после того, как будут рассмотрены все жалобы, мы сможем говорить о том, насколько повлияли эти нарушения на исход голосований, – говорит член ЦИКа РТ политолог Дмитрий Мюллер. – В плане рекордных показателей мы похожи на чеченскую и адыгейскую республики. Данный феномен уже давно изучается, видимо, у нас особенная региональная политика и менталитет».