Совсем недавно на 116.ru сообщалось, что глава правительства республики Рустам Минниханов встречался с постоянным представителем Всемирного банка в Москве Клаусом Роландом. На встрече речь шла о возвращении Казанскому государственному университету той славы, которой он обладал в двадцатом веке. КГУ, по мнению сторон, должен стать одним их ведущих вузов страны. Всемирный банк намерен провести диагностическое исследование системы образования, чтобы выявить основные проблемы и сформировать базу для дальнейшего развития. Соглашение по этому вопросу планируют подписать уже до 10 сентября.
С этого и начался наш разговор под бой маятниковых часов с ректором одного из старейших вузов России.
– Неужели дела в университете идут настолько плохо, что его судьба взволновала даже Всемирный банк?
– Их делегация не так давно была у нас на экскурсии. Тогда говорили о выделении гранта на поддержку образования. Думаю, сейчас приняли определенное решение.
– Мякзюм Халимуллович, тогда какое место в рейтинге российских вузов занимает КГУ?
– Рейтингов, на самом, деле очень много. Если ориентироваться на рейтинг Федерального агентства по образованию, то по нему мы занимаем шестое место. Держим позиции последние несколько лет.
– Есть ли перед КГУ республиканские вузы?
– Да вы что! Нет, конечно! Традиционно первое место принадлежит МГУ, за ним Российский университет дружбы народов, московский физтех, томский университет и другие.
– Спасибо, успокоили выпускницу университета. Как изменился уровень абитуриентов с вводом ЕГЭ?
– Возросла доля из других регионов. Это особенно стало заметно по общежитиям. Потребность в них увеличилась почти в два раза. Говорить об уровне нынешних пока рано – все покажет первая сессия. Если взять результаты прошлого года, ЕГЭ отражает действительную картину.
– Каково сейчас приходится ребятам из глубинки?
– ЕГЭ уравнивает всех. Как кольт. Но некоторые абитуриенты из районов имеют даже более высокий балл, чем городские.
– Какой был конкурс?
– Цифры можно привести, но они не отражают реалии. Сертификаты ЕГЭ позволяют подавать документы везде. Формально ситуация выглядит так: самый большой конкурс на экономический факультет – 20 человек на место, туда мы приняли 75 человек. А в среднем – 5-6. Повторюсь, что цифра весьма и весьма условна.
– Новые специальности вводили в этом году?
– Конечно. Это информационные технологии, охрана интеллектуальной собственности, коммерческая специальность по связям с общественностью.
– Как выпускники решают проблему трудоустройства?
– Специально не отслеживаем. Быстрей всего устраиваются программисты, их раскупают, что называется, «на корню». Физики наши высоко ценятся, хоть и не всегда работают по теме. У нас на специальности «Международные отношения» группы небольшие, в десять человек. И в этом году четверо получили приглашения в МИД России. Уникальный случай.
– Чем еще можно похвастаться?
– Трудно сказать. Мы выиграли Центр коллективного пользования (возможность приобретения научного оборудования) и оказались в числе трех вузов страны, которые смогли это сделать. Проводим большое количество конференций, в том числе международных. Только в августе состоялись две по нано-физике с участием вице-президента академии наук Андреева. Эта конференция не проводилась в России ни разу за последние тридцать лет. К нам приехали сто пятьдесят ученых со всего мира. Вторая конференция кончилась буквально неделю назад. Уровень примерно такой же. Пожалуй, нам стоит больше рассказывать о себе в средствах массовой информации. У нас уже есть ученые, именами которых называют явления, например «клапан Тагирова» в спинтронике, труды Таюрского, успехи химиков в супрамолекулярной химии. Об этом можно делать отдельное интервью!
– Сейчас много говорят о Болонском процессе – переходе на европейские стандарты образования. Что уже введено в КГУ?
– Во-первых, система бакалавров и магистров внедрена на некоторых факультетах почти десять лет как. Если на следующий год специальностей не будет, а появятся направления (закон уже подписан), будем принимать по направлениям бакалавриата, а потом уже магистратуры. Пробно ввели балльно-рейтинговую систему, зачетные единицы, кредитные единицы. В прошлом году первый эксперимент уже состоялся. В этом – первый курс сразу начнет учиться по новым стандартам. Все перечисленное можно отнести к требованиям Болонского процесса. Мне кажется, это весьма полезно, хотя некоторые студенты оказались недовольны, даже писали жалобы. Но вот родители только выиграли. Система такая, что в кино просто так не пойдешь, постоянно надо учиться, зарабатывать баллы, поддерживать рейтинг.
– Чем-то система напоминает школу...
– Более того, на День первокурсника я хочу пригласить… родителей. Если не ошибаюсь, совместный сбор назначен на 15 сентября. К примеру, в начальной школе ведется электронный журнал – замечательное нововведение! У нас бывают ситуации, когда в мае ко мне приходят папа и мама с жалобами: как же так, нашего ребенка забирают в армию! Начинаем выяснять, а ребенок ростом под два метра отчислен еще в феврале. Родителей подобная информация ввергает в шок, ведь сын каждый день якобы идет на учебу. Поэтому хотим наладить связь кураторов с родителями. После школы ребята реальность теряют: думают, раз ничего не спрашивают, значит, делать ничего не надо, посещать лекции необязательно. Один день, второй, третий. Постепенно накапливается.
– Стипендию-то сейчас платят?
– Конечно. С 1 сентября даже поднимут до 900 рублей. Но не всем.
– Платники и бюджетники учатся в одних группах?
– Там, где возможно, да.
– А отсутствие военной кафедры – плюс или минус?
– У нас в Татарстане принято решение, что в армию будут забирать в первую очередь выпускников с военными специальностями.
– Можете как ректор первого (и для многих до сих пор единственного университета) дать свою оценку переименованию институтов в академии, университеты?
– Это не совсем правильно. Мне кажется, что должен был остаться один классический университет. Институты, чтобы стать университетами, должны ввести гуманитарную составляющую. Формально у них есть философия, история. А вот кадров, естественно, нет! Там работают и наши преподаватели – кто на полставки, кто на четверть. В университете некоторые дисциплины читаются по двести лет, в технических же вузах они выглядят инородным телом. Больше смущают многочисленные филиалы мало кому известных коммерческих вузов. Цены у них сравнительно низкие, обещания заманчивые. Но практически ничего не дают. И там тоже работают наши преподаватели.
В Татарстане, если можно так сказать, ярко выражен «гуманитарный крен». Это не очень хорошо для экономики. Нужны технические специальности, естественные. На заводах проблема с рабочими. Да и не только. Думаете, у нас преподавателей хватает? Нет! Особенно молодых. Трудно переломить эту ситуацию, поскольку родители последних поколений с самого рождения детей повторяют «Только учись, только учись». Никто ведь из родителей не говорит, что надо идти на завод.
– Казанскому университету на данный момент хватает помещений?
– Я не знаю ни одного учебного заведения, которому бы хватало места! Ни в России, ни за рубежом! Во-первых, прием не уменьшается, во-вторых, растет научная составляющая, выигрываются гранты, появляется потребность в дополнительных площадях – аудиториях, лабораториях. Частично наши студенты учатся во вторую смену.
– Планируете строительство новых зданий?
– Мы уже строимся. Во дворе главного здания ведутся работы. Планируем построить институт востоковедения на шесть тысяч метров. Будет новое трехэтажное здание.
– Где он будет располагаться?
– За библиотекой, у второго учебного корпуса. Землю уже выделили. Проект начали делать сейчас. Хочется верить, что строительство начнется в этом году.
– А как обстоит дело с двумя университетскими высотками? Насколько я помню, в аудиториях было холодно настолько, что думалось о чем угодно, но не о занятиях.
– Сам прекрасно знаю. Начали исправлять ситуацию поэтапно. Поменяли систему отопления. Но окнам по тридцать лет! Поэтому во время ремонта в аудиториях ставим новые стеклопакеты. Утепляем подоконники. Двигаемся шаг за шагом и на физфаке, и во втором корпусе. Сразу становится теплее.
– Недавно знакомые студенты снова жаловались на вузовские буфеты.
– Были со столовыми различные эксперименты. Одно время отдавали их частникам, потом возвращали. Хотелось бы, чтобы кормили вкусно и недорого. Думаю, последнее время прогресс наметился. Теперь ждем обратной связи от студентов.
– Не так давно в интервью ректор КГТУ им. А.Н.Туполева Юрий Гортышов с блеском в глазах рассказывал о девизе КАИ. Почему у университета нет подобного? Неужели вам лично не обидно? Может, стоит объявить конкурс среди студентов?
– Обидно. Может, и придумаем. А серьезно, задача на ближайшие годы – качество образования. Главнее него ничего не будет. Юристов, экономистов сейчас пруд пруди, только работать некому!