В Госдуме принимают закон о государственной поддержке сельхозстрахования. Согласно ему аграрии смогут рассчитывать на возмещение убытков при гибели почти половины всего урожая. Между тем, по мнению независимых экспертов отрасли, в таком виде страховка таит немало подводных камней. И в первую очередь для самих аграриев и частных фермерских хозяйств.
Напомним: причина принятия законопроекта – засуха, случившаяся прошлым летом. По итогам экспертизы, проведенной Минсельхозом РФ, пострадавшими от отсутствия дождей были признаны более 25 тыс. хозяйств в 43 субъектах страны. Подтвержденные убытки составили 41,6 млрд рублей. Тогда президент страны Дмитрий Медведев потребовал незамедлительного принятия закона, который способен будет защитить аграриев от убытков. Первое чтение документа состоялось еще осенью. А второе, с новыми доработками, – в эти дни. Планируется, что весь законопроект будет утвержден парламентариями до конца весенней сессии.
Как отмечают в Минсельхозе (инициаторы законопроекта), новая модель агрострахования будет строиться на базе частно-государственного партнерства. Государство берет на себя обязательства по поддержке страхователей – 50% стоимости полиса будет оплачиваться за счет федерального бюджета. На эти цели уже зарезервировано 5 миллиардов рублей. Далее страховщики будут аккумулировать резервы и выплачивать компенсации по убыткам. Правда, предусматривается, что страховаться будут только катастрофические риски сельхозпроизводителей. Аграрии смогут рассчитывать на возмещение убытков при гибели 40% урожая по всей посевной площади. Если потери окажутся ниже этого уровня, издержки лягут на сельхозпроизводителей.
Кстати, в российском правительстве не желают повторения ситуации прошлого года, когда пришлось изыскивать дополнительные деньги на компенсацию ущерба десяткам регионов.
Поэтому решили застраховать всех поголовно в добровольно-принудительном порядке.
Те, кто откажется, не смогут рассчитывать на помощь чиновников в ряде других госпроектов. К примеру, сельхозпроизводителям могут отказать в получении дешевых кредитов или ГСМ.
Между тем сами страховщики, которые будут работать на паях с государством, новый законопроект восприняли несколько настороженно. По их словам, ОСАГО для аграриев нуждается в доработке. Об этом они заявили еще осенью и продолжают считать так и сейчас.
По мнению генерального директора СК «Ингосстрах» Александра Григорьева, ситуацию с законом о сельхозстраховании с господдержкой можно охарактеризовать как «маниакальное продавливание». «К его разработке не подпускают ни страховщиков, ни сельхозпроизводителей. Возникают вопросы: у нас закон пишется на многие годы или для того, чтобы истратить в 2011 году 5 млрд рублей государственных денег? Я считаю, что самой лучшей помощью страховщикам стала бы отмена госдотаций по сельхозстрахованию. Как только это произойдет, добровольно и на нормальных рыночных условиях застрахуется 90% сельхозтоваропроизводителей. Иначе банки их просто не будут кредитовать».
Эксперты отрасли считают, что предлагаемый Минсельхозом законопроект таит немало подводных камней. В частности, само наступление страхового случая (40% потери урожая) практически не фиксируется, а значит, страховые сборы аграриев превратятся в очередной налог.
По словам представителя еще одной страховой компании, агрострахование не должно быть обязательным для всех сельскохозяйственных производителей. «Каждый их них должен самостоятельно принимать решение о необходимости страхования урожая. Однако возможен вариант, когда наличие страхования является обязательным условием для получения другой государственной поддержки, например, для получения компенсаций процентов по кредитам. В этом случае очень важно, чтобы страховка не стала просто дополнительным побором. Она должна требоваться только тогда, когда поддержка связана с будущими результатами производства, которые можно защитить при помощи страхования», – делает выводы эксперт.