Производитель алкоголя АО «Татспиртпром», который принадлежит Татарстану, потратил 24,4 миллиона рублей на пиар своей водки на YouTube-канале рэпера и продюсера Басты. Разве это законно? Разбираемся.
Если верить материалам госзакупки, «Татспиртпром» заказал «создание роликов с органичной интеграцией в произведение искусства». Это то, что блогеры называют интеграцией.
По данным системы «Контур.Фокус» на 2017 год, АО «Татспиртпром» через республиканский холдинг АО «Связьинвестнефтехим» полностью принадлежит Татарстану. В 2022 году компания нарастила выручку до 16,6 миллиарда, чистую прибыль — до 1,6 миллиарда.
В центре внимания должна быть популярная 40%-я водка бренда, который на слуху (называть мы его не можем). Заказчик потребовал вставить «интеграцию» в 4 выпуска «Вопрос Ребром». Это шоу Басты на YouTube, в котором приглашенной звезде задают острые вопросы. Если селебрити не сможет честно ответить — то оплатит счет всем гостям, если выдержит натиск — то ужин будет за счет Басты.
Татарстанская водка должна появиться на столах гостей. Ее название должно мелькать на брендированном бокале перед ведущим и в лайтбоксе на барной стойке ресторана «Frank by Баста», где снимается передача. Кроме того, в каждый выпуск нужно вмонтировать по 4 перебивки с кадрами алкоголя, разливающегося в рюмки. Хронометраж каждой такой вставки — 5 секунд.
Все 4 выпуска «Вопроса Ребром» нужно снять до 14 августа, при том что договор заключен 10 августа. А выйти они должны до 1 октября. Каждый ролик обойдется в 6,1 миллиона рублей.
«Татспиртпром» работает с Бастой и его творческой группой «Газгольдер» не напрямую, а через казанскую компанию ООО «ШоуМейкерс групп».
По данным системы «Контур.Фокус», ООО «ШоуМейкерс групп» учредили 3 предпринимателя: Тимур Нуруллин, Андрей Базыльников, Владимир Шавгулидзе. На конец 2022 года выручка компании составила 137 миллиона, чистая прибыль — 7,4 миллиона. Ранее фирма по заказу одного из муниципальных образований Санкт-Петербурга организовала посещение мюзикла на льду Татьяны Навки «Спящая красавица», а по приглашению Нацмузея РТ создала интернет-музей о Великой Отечественной войне.
Добавим, с 2012 года реклама алкоголя в СМИ и интернете запрещена практически полностью. Есть редкие исключения: на телевидении и радио можно выпускать спонсорскую рекламу производителей российского вина. Однако для сети такого послабления нет. Но в данном случае пиар водки идет с формулировкой «создание роликов с органичной интеграцией в произведение искусства». И по закону рекламой не считается.
Блогеры придумывают свои способы обхода закона. Например, делают видеообзоры алкоголя. Но чаще запрет просто игнорируют, ведь штрафы составляют всего 2,5 тысячи рублей для граждан, до 20 тысяч — для должностных лиц, до 500 тысяч — для юрлиц. Суммы контрактов обычно перекрывают эти расходы. К тому же долгое время блогеры оставались вне поля зрения Федеральной антимонопольной службы. Заметные штрафы и санкции начали применять в 2019 году. Например, в 2020-м антимонопольщики обязали Анастасию Ивлееву удалить ролик, в котором она демонстрировала процесс приготовления алкогольного коктейля на основе вермута определенной марки.
Это не первый раз, когда «Татспиртпром» заказывает пиар у медийных личностей. В 2021 году компания выделила 1,6 миллиона рублей на то, чтобы ее водка засветилась в клипе одиозной блогерши и рэп-исполнительницы Инстасамки «Juicy».
Редакция 116.RU направила запрос татарстанскому производителю алкоголя о том, уместна ли такая интеграция.
Ранее мы рассказывали об истории зарождения, основателях, мнимых и настоящих бенефициарах алкогольных сетей в Казани.