В Уголовном кодексе появится отдельное наказание за страховое мошенничество. В минувшую пятницу депутаты Госдумы приняли во втором и третьем чтениях законопроект, детально прописывающий популярные способы обмана на рынке страховых услуг. Однако, как сообщает Агентство страховых новостей, в заключительном варианте поправок максимальное наказание для мошенников оказалось гораздо мягче, чем предполагалось ранее.
Разработчики законопроекта о страховом мошенничестве полагают, что теперь при квалификации преступления правоохранительные органы смогут избежать общей терминологии и обозначить конкретный способ обмана. Дело в том, что до сих пор в уголовном законодательстве России все преступления, связанные с хищением чужих средств обманным путем, были объединены в ст. 159 УК России – «Мошенничество». Именно поэтому в августе этого года с инициативой конкретизировать различные виды обмана выступил Верховный суд России. Были выделены шесть основных направлений, среди которых – мошенничество в сфере страхования.
Новая статья также будет обозначена номером 159, но уже с определенным индексом (1595). Она трактует мошенничество в сфере страхования как хищение чужого имущества путем обмана относительно наступления страхового случая, а также размера страхового возмещения, подлежащего выплате страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен договор.
Согласно одобренному законопроекту, максимальное наказание за подобное преступление – арест на четыре месяца. В первоначальной редакции, которая была принята в первом чтении, предусматривалось лишение свободы на срок до двух лет. Подверглись либерализации и другие способы мошенничества. В случае, если преступление совершила группа лиц, осужденного могут лишить свободы на четыре года. Предыдущая редакция опять-таки предусматривала до пяти лет тюремного заключения.
Кроме того, если преступник использовал свое служебное положение или похитил крупную сумму, ему грозит уже не шесть лет тюрьмы, как предполагалась ранее, а на год меньше. Изменения не коснулись лишь самого строго наказания за мошенничество в составе организованной группы или махинации в особо крупном размере – как и прежде преступникам грозит десять лет лишения свободы.
Участники рынка называют более мягкие наказания, принятые в окончательном чтении, попыткой непризнания за страховым мошенничеством той же степени общественной опасности, что за мошенничеством вообще. По словам юрисконсульта Управления правового сопровождения страховой деятельности и взаимодействия с государственными органами страховой компании «Альянс» Екатерины Суворовой, предусмотренные для общего состава ст. 159 санкции будут применяться к страховому мошенничеству выборочно либо в усеченном виде.
«Подобная дифференциация не представляется мне корректной и отвечающей принципам и целям уголовного преследования, – отмечает она. – Кроме того, как стало известно, в уголовно-процессуальный кодекс России также вносятся поправки, относящие все виды мошенничества к уголовным делам частно-публичного обвинения». Это означает, что отныне уголовное дело по факту мошенничества может быть возбуждено только по заявлению потерпевшего. Данное изменение также свидетельствует о снижении степени общественной опасности мошенничества в глазах законодателя и не может приветствоваться страховщиками, говорит юрисконсульт.
Заместитель директора департамента безопасности страховой компании «Согласие» Юрий Панченко отмечает, что в большинстве случаев борьба со страховым мошенничеством является уделом самих страховщиков и, в частности, их служб безопасности. По его мнению, уголовные дела возбуждаются крайне редко из-за нежелания или неумения правоохранительных органов заниматься расследованием данной категории дел. «Детализация ст. 159 УК России принесет положительный результат, если будет устранена сама сложность возбуждения уголовных дел по данной статье, – говорит Юрий Панченко. – Статья может заработать более эффективно, если в структуре отделов внутренних дел создадут специализированные подразделения по борьбе с мошенничеством».
По данным Росстата, в первом полугодии 2012 года было зарегистрировано более 90 тыс. случаев мошенничества. Это на 6,4 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом в несколько раз увеличилось количество отказов в возбуждении уголовных дел по факту мошенничества.
Страховщики напоминают, что по сути за мошеннические действия преступников расплачиваются добросовестные страхователи, для которых страховой тариф из-за полученных компаниями потерь не становится ниже. Именно поэтому, если на государственном уровне решено бороться с этим явлением, целесообразно применять более жесткие меры наказания, чем четыре месяца лишения свободы.
По мнению заместителя генерального директора по правовым вопросам компании «БИН Страхование» Евгения Зайченко, появление в Уголовном кодексе специальной статьи – это в большей степени показательная мера. «Надо признать, что правоохранительные органы довольно редко надлежащим образом реагировали на заявления страховщиков по фактам недобросовестных действий страхователей и посредников, – говорит представитель «БИН Страхования». – Не стоит думать, что введение новой нормы в УК России в ближайшей перспективе поспособствует существенной активизации правоприменительной практики».
Страховщики всерьез опасаются, что положительный эффект от введения специального состава «страховое мошенничество» будет носить исключительно воспитательно-устрашающий характер. По их мнению, точечное снижение санкций за страховое мошенничество способно нивелировать этот эффект и дать мощный импульс развитию данного вида мошенничества.
Фото: Фото Катерины Пустынниковой