Банкиры недовольны работой налоговиков, из-за технических ошибок которых происходят двойные списания со счетов клиентов. Речь идет об инкассовых поручениях, присылаемых дважды с разными названиями файлов, но идентичным содержанием. Ассоциация российских банков (АРБ) обратилась в Минфин с просьбой разъяснить, кто должен нести ответственность за подобные ошибки, пишет газета «Известия».
Сейчас банки и налоговая служба обмениваются документами в электронном виде. При этом, как заявляют финансисты, довольно часто налоговики дублируют инкассовые поручения, присылая одни и те же файлы под разными именами. Такие повторы, как правило, заканчиваются двойными списаниями со счетов клиентов.
Дело в том, что инкассовые поручения являются расчетными документами, на основании которых производится бесспорное списание средств, причем в трехдневный срок после их получения. И в данный момент вопрос о том, каков порядок работы с претензиями, возникающими из-за двойных списаний, и кто несет за них ответственность – банки или инспекции ФНС, – никак не решен в нормативных документах. Поэтому президент АРБ Гарегин Тосунян направил письмо министру финансов Антону Силуанову с просьбой представить официальную позицию ведомства по данному вопросу.
Инкассовые поручения применяются в следующих случаях:
1) когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;
2) взыскания по исполнительным документам;
3) в случаях, предусмотренных сторонами по договору при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, право на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.
Ответственность за правомерность выставления инкассового поручения и правильность указания основания взыскания средств несет получатель (взыскатель) средств.
Банки приостанавливают списание денежных средств в бесспорном порядке по решению органа, осуществляющего контрольные функции в соответствии с законодательством; при наличии судебного акта о приостановлении взыскания; по другим основаниям, предусмотренным законодательством.
Обмен информацией в электронном виде между банками и налоговиками регулируется соответствующим положением Центробанка и приказом ФНС. Как отмечается в письме главе Министерства финансов, эти повторные электронные документы попадают в кредитные организации от двух до шести раз из-за невнимательности налоговых инспекторов или сбоев в компьютерных программах.
Также, по мнению финансистов, это обусловлено несовершенством требований к подобного рода документам. Если инкассовые поручения продублированы, то документы имеют отличные друг от друга даты и входящие номера, что является для банка основанием считать их разными. Поэтому в большинстве случаев факт двойного списания выявляется только самим клиентом, реже – налоговой службой.
Впрочем, нередки случаи, когда двойное списание в счет погашения налоговых обязательств происходит даже без дублирования инкассовых поручений. Так получается, когда налоговые органы одновременно с отправкой поручения банку уведомляют клиента о возникшей задолженности. Происходит следующее: банк списывает в безакцептном порядке в счет погашения деньги со счета клиента. В тоже время сам клиент также погашает задолженность.
В данной ситуации сумма переплаты либо возвращается налогоплательщику, либо идет в счет погашения будущих обязательств. Возникновение подобных инцидентов может предотвратить только соблюдение клиентом платежной дисциплины, говорят банкиры.