Каждый руководитель рано или поздно сталкивается с проблемой повышения бизнес-навыков собственных или своих сотрудников. При этом неправильно выбранный тренер может как перевести компанию на новый уровень, так и просто потратить ваши деньги и время. О том, что дают бизнес-тренинги компаниям, когда имеет смысл проводить тренинги для сотрудников и как правильно выбрать тренера, рассказывает заместитель директора по развитию, ведущий тренер Центра развития и обучения Positive Василя Валиуллина.
– Василя, здравствуйте! Какие компании в основном предпочитают пользоваться услугами тренеров? Есть ли ярко выраженные зависимости от размера или сферы деятельности?
– В первую очередь услугами тренеров пользуются, конечно, торговые предприятия и сфера услуг. Конкуренция в этих сферах очень высокая, и важно, чтобы специалисты были грамотные, умели задавать вопросы, внимательно слушать клиента и красиво предлагать именно тот товар или услугу, за которыми пришел клиент. Причем, безусловно, крупные компании обучают своих сотрудников больше и систематичнее, они очень щепетильно относятся к выбору тренинговой компании. При выборе они обращают внимание не только на профессионализм тренера, но и на личностные качества, на систему ценностей тренера, которая должна совпадать с ценностями самой компании.
Сейчас активно обучаются и производственные предприятия. В основном, тренинги проводятся для руководителей высшего и среднего звена, и это правильно. Ведь, как говорят, сотрудник уходит не из компании, а от руководителя. И только грамотный руководитель может сформировать надежную, крепкую команду профессионалов, развивать сотрудников, достигать поставленных целей.
Тренинги стали постепенно проникать и в другие сферы деятельности. Например, вот уже полгода мы плотно работаем с крупным медицинским учреждением республики. У людей сейчас возникла возможность выбирать врача, и очень важно, чтобы помимо излечения тела, врач умел настроить и мысли пациента на выздоровление.
– Что тренинги дают компаниям? В каком случае есть смысл проводить тренинги для своих сотрудников? Как определить такую необходимость?
– Очень правильный вопрос, и начну с третьей его части. Действительно, очень важно прежде, чем приглашать тренера, проводить обучение, четко сформировать запрос: что мы хотим получить в результате обучения. Например: мы хотим увеличить продажи. На сколько процентов? Все ли зависит от обучения, или есть другие факторы? Как будет поддерживаться эффект от обучения? Как будут замотивированы обученные специалисты на достижение новых результатов? И тому подобное. Все нужно продумать. Обучение – дело серьезное, и к нему нужно готовиться не только тренеру, но и самой компании. Бывает так, что проводят тренинг, специалисты улучшают свои профессиональные результаты, чувствуют себя увереннее и покидают компанию. Почему? А потому что компания уже не может удовлетворить дальше потребность в развитии специалиста. Любое обучение должно находиться в системе развития компании и отвечать потребностям бизнеса.
Бизнес-тренинг (я, конечно, имею в виду профессионально проведенный) развивает профессиональные навыки специалиста. Человек становится увереннее в своей профессии, в своих компетенциях. Компании однозначно нужно проводить тренинги в период роста, предстоящих изменений, проводить обучение перед «сезонной» нагрузкой, а также стоит провести обучение, если есть необходимость эмоциональных и профессиональных «всплесков».
Компании, которые регулярно проводят обучение, получают грамотных, конкурентоспособных специалистов, сплоченную команду, готовую к любым изменениям быстро меняющейся среды.
– Чем отличаются тренинги для директоров крупных компаний и мелких? Или неважно, бизнесом какого объема ты руководишь, прежде чем записываться на тренинг?
– Как правило, отличия заключаются в масштабности задач, которые приходится решать директорам. Отсюда и подбор программ обучения. Что касается управления людьми, то здесь базовые управленческие навыки одинаковы: подобрать грамотных исполнителей, распределить роли, уметь четко поставить задачу, контролировать ее выполнение и т. п.
– В крупные региональные центры часто приезжают именитые тренеры (Гандапас, Шлахтер...). Чем могут быть полезны такие тренинги, ведь на них присутствует очень много народу? Не лучше ли записаться на тренинг в маленькую группу?
– Здесь опять вопрос цели. Если вы идете отрабатывать навык, который необходим вам в работе или жизни, то нужно идти в маленькую группу. Если вы хотите пополнить информационное поле по конкретному вопросу – нужно идти к мастеру, именитому тренеру. Поверьте, им есть что сказать и чем наполнить вас.
– Сколько готовы тратить компании на своих сотрудников? Какова рыночная цена таких услуг?
– Цены на бизнес-тренинги отличаются очень сильно. В Москве цены колеблются от 8 000 до 300 000 рублей за группу, в регионах – от 5 000 до 90 000 рублей. Цена зависит от профессионализма тренера и от масштаба компании. Начинающий тренер, пока нарабатывает себе клиентскую базу, просит небольшой гонорар. Здесь важно смотреть на опыт тренера, если он работал в крупной компании в этой должности не менее двух лет, можно смело рассматривать его тренинг.
По высокой цене также нужно очень внимательно выбирать тренера. В сфере тренинговых услуг высокая цена не равняется высокому качеству. Слышала отзывы о том, что пригласили тренера из Москвы, гонорар которого 250 000 рублей за группу до 30 человек, и были очень разочарованы. Или, компания пригласила «дорогого» местного тренера провести тренинг с целью поднять продажи, после чего получила обратный эффект – некоторые продавцы уволились, другим вообще стало сложно продавать.
Кстати, о столичных тренерах. Крупные компании любят приглашать тренеров из Москвы. Как правило, эти тренеры знают свою тему, но далеко не всегда могут адаптировать ее под ситуацию в вашем бизнесе. На местном рынке тоже есть достойные профессионалы, которые не только проведут тренинг, написанный конкретно по вашему запросу, но могут обеспечить посттренинговое сопровождение.
– Какие тренинги являются сегодня наиболее востребованными?
– В разных компаниях по-разному. В основном, востребованы тренинги продаж и управленческие тренинги.
– Конкуренция на данном рынке довольно высокая. Как и по каким показателям стоит выбирать тренера?
– Это как раз тема моего выступления на Межрегиональном кадровом форуме «Модернизация кадрового потенциала страны», который состоится в Уфе 4-5 декабря. МГУ им. Ломоносова путем ряда исследований выделили шесть основных компетенций тренера: структурированность, вариативность, управление групповой динамикой, убедительность в общении, профессиональная осведомленность, цивилизованность. Как определить наличие всех этих показателей уже на моменте подбора тренера?
Например, структурированность – какие вопросы задает вам тренер, изучая вашу ситуацию. Профессиональному тренеру важно знать: обучались или не обучались участники? Что они знают по данной теме? Какие задачи ставите? Как планируете оценивать эффективность обучения?
Вариативность – готов ли тренер писать программу для вас или предлагает «коробочный» продукт.
Управление групповой динамикой – насколько динамично ведет переговоры, руководит ли тренер процессом общения и т.д.
Убедительность в общении – хочется ли вам его слушать, интересно ли вам? Предлагает ли сам пути решения поставленной задачи, приводит примеры из своей практики. Как звучит голос, смотрит ли в глаза, убедительны ли жесты.
Профессиональная осведомленность – насколько уверен в данной теме, приводит ли примеры из подобных программ других компаний, задает ли уточняющие вопросы по специфике бизнеса.
Цивилизованность – соблюдает ли тренер согласованности: точное время встречи, сроки написания программы, предполагает ли использование современных технических средств (например, проектор), есть ли раздаточные материалы, попросите образец сертификата (обратите внимание на качество бумаги, дизайна и т.п.).
– Как руководителю оценить эффект от проведения того или иного тренинга? Как часто необходимо проводить тренинги для сотрудников?
– Инструментов для оценки эффективности очень много, в интервью их даже не перечислишь. По этому вопросу есть даже специально написанные книги.
Самые простые инструменты: анкета обратной связи от участников (помогает определить удовлетворенность тренером, заинтересованность в теме); наличие вдохновения, желание применить в работе навыки, полученные на тренинге; по некоторым тренингам можно достаточно быстро увидеть экономический эффект от тренинга.
Если говорить о периодичности, в среднем, каждый сотрудник должен проходить краткосрочное обучение один раз в шесть месяцев, руководители – раз в три месяца.
– У многих тренинги ассоциируются как «зомботренинги». То есть люди, посещающие подобные курсы, словно становятся запрограммированными машинами и у них отсутствует ясность мысли, понимание того, что представляет для них истинную ценность. Ваши комментарии...
– Возможно, вы имеете в виду, личностные тренинги. Наверное, такие есть. Все зависит от тренера.
В бизнес-тренингах не работают с изменениями в личности, там работают с профессиональными навыками. Изменения у человека происходят, конечно, но благодаря возросшему профессионализму. В бизнес-тренингах очень важен ясный ум и осознанность происходящего у участников. На мой взгляд, бизнес-тренинги в этом смысле более экологичны.
Фото: Фото из личного архива Васили ВАЛИУЛЛИНОЙ