Восемнадцать миллиардов рублей лежат мертвым грузом на счетах татарстанских обладателей материнских капиталов. По крайней мере в этом уверены чиновники. А вот независимые эксперты подозревают, что по крайней мере часть жителей республики уже обналичила сертификаты в сомнительных конторах.
Всего лишь 20 тысяч из 86 тысяч татарстанских семей, обладающих материнскими сертификатами, распорядились предоставленными государством деньгами. По словам премьер-министра РТ Ильдара Халикова, это очень низкий показатель. 18 миллиардов рублей лежат на счетах граждан и не работают. Если бы эти деньги активнее расходовались семьями на улучшение своих жилищных условий, считает чиновник, то значительно лучше развивалась бы и строительная отрасль республики в целом.
Управляющий отделением ПФР по Республике Татарстан Марсель Имамов отмечает: что большинство тех, кто все же использовал средства маткапитала, направило средства на погашение жилищных кредитов. «Сейчас к этому направлению можно прибегнуть вне зависимости от возраста второго ребенка и даты получения кредита. Деньги могут пойти также на самостоятельное строительство дома. Сумма материнского капитала составляет 365 тысяч рублей», – подчеркивает г-н Имамов.
Почему же не все татарстанцы охотно тратят материнский капитал?
«Квартирный вопрос в нашей семье не стоит так остро. А других вариантов использования средств не так уж и много, – объясняет обладательница сертификата, жительница Казани Ольга Чаплыгина. – До оплаты образования второй ребенок еще не вырос. Вкладывать деньги в будущую пенсию несколько рискованно. Я надеюсь, что возможности использования средств материнского капитала в ближайшее время расширятся. К примеру, хотелось бы на деньги маткапитала иметь возможность купить землю».
По мнению других обладателей сертификатов, не всегда удобно использовать их и при оформлении ипотечных кредитов. Ведь пока использование маткапитала как первоначального взноса есть далеко не во всех банках. Таким образом, сначала приходится при оформлении банковского ипотечного кредита оплачивать необходимые банковские расходы, совершать и регистрировать сделку с недвижимостью. Фактически на все перечисленное уйдет несколько месяцев, в течение которых придется платить проценты по взятому кредиту. И уже только потом на помощь придет маткапитал.
Ведущий специалист юридической компании «Правовой аспект» Эдуард Тазиев предполагает, что низкое расходование средств материнского капитала отчасти также может быть связано с тем, что его уже у семьи может не быть, так как «он уже обналичен через сомнительные конторы».
«Об этом могут и не знать чиновники, – говорит г-н Тазиев. – Естественно, обналичка происходит за сниженную сумму. Правда, иногда граждане могут остаться и вовсе без сертификата и денег. Такие организации очень сложно прикрыть. Фактически без заявления пострадавших они не нарушают закон, если представляемая ими услуга по договору явно не обозначена».