Россиянам все чаще предлагают воспользоваться услугой онлайн-кредитования. Последняя модная «фишка» банков – предоставление кредитов на покупку товара в интернет-магазине. Банкиры считают эту нишу для себя интересной и перспективной. Независимые эксперты уже успели найти в виртуальном кредитовании подводные камни.
Ряд крупных банков страны начал выдавать онлайн-кредиты на покупку товаров в интернет-магазинах. Услугой уже можно воспользоваться в «Альфа-Банке», «Ренессанс-Кредите», «Русском стандарте», «ХКФ Банке». В новом году программа должна заработать в «ОТП-Банке» и «СКБ-Банке». Все упомянутые игроки рынка считают виртуальную нишу перспективной, востребованной и намерены развивать ее.
Сама схема предоставления кредита для покупки в интернет-магазине достаточно проста. Человек выбирает приглянувшийся товар на сайте интернет-магазина. Далее заполняет в специальном блоке сайта заявку на кредит, вбивает в нее необходимые данные о себе и затем отсылает. В том случае, если банк принимает решение о предоставлении кредита, приобретаемый товар доставляется курьером. Проверив достоверность документов, указанных заемщиком в заявке, он может заключить кредитный договор. Так как, согласно действующему законодательству, проводить идентификацию личности заемщика имеет право лишь сотрудник банка, курьер по совместительству становится работником банка и действует от его имени.
Как отмечают банковские специалисты, уже практикующие онлайн-кредитование, пока займы выдаются на товары средней ценовой категории, в среднем до 10 тысяч рублей.
В случае, если банковский продукт в ближайшие полгода-год покажет положительные результаты (т.е. процент просрочки окажется достаточно низким), кредиты будут выдаваться и на более дорогие товары.
Заместитель председателя правления «СКБ-Банка» Татьяна Ушакова рассказывает, что данное направление услуг банк намерен в следующем году развивать в городах-миллионниках. Там развиты интернет-магазины, курьерские службы. «Сейчас инновационный блок нашего банка занимается разработкой технологии кредитования. Услуга будет очень доступной и простой в применении».
Независимые эксперты полагают, что лидеры рынка экспресс-кредитования пытаются найти альтернативные каналы продаж высокодоходных товарных кредитов, поскольку розничные торговые сети повышают как требования к банкам-партнерам, так и размеры комиссионного вознаграждения.
Аналитик ИК «Капитал-Инвест» Михаил Решетов считает, что перспективы развития кредитования покупок товара в онлайн-магазинах действительно высоки. «Банки будут вынуждены развивать розницу. Онлайн-кредиты в России, в отличие от западных стран, пока относительно свободная ниша. Ставку банкиры делают на молодых людей – пользователей Интернета, которым неохота оформлять кредиты на понравившийся товар непременно в магазине. Но, безусловно, за свою лень заемщики расплатятся завышенными процентами».
Начальник департамента розничных продаж банка «Открытие» Евгений Стародубцев сомневается, что банки будут уделять этому направлению значительное внимание. «Во-первых, это не самая удобная с технологической точки зрения схема продаж. Во-вторых, возрастают риски по сравнению с традиционным кредитованием в торговых точках».
По словам г-на Решетова, у кредитования через интернет-магазины есть свои подводные камни. Связанные, например, с интернет-мошенничеством. Во-первых, могут появиться онлайн-магазины, которые под видом заявки на кредит будут собирать просто сведения о гражданах. Во-вторых, может вырасти и количество заемщиков-аферистов с фальшивыми документами. Раскусить мошенника в «домашних» условиях банковским специалистам или курьеру будет значительно сложнее.