В октябре у банковских заемщиков в стране появится свой защитник – финансовый омбудсмен. Он будет отстаивать интересы банковских клиентов, а также искать досудебное разрешение споров между финансовыми организациями и гражданами. Правда, пока сотрудничать с омбусдменом согласны только шесть банков. Остальные кредитные учреждения присоединятся к пулу чуть позже.
Напомним: инициаторами создания в стране ведомства, уполномоченного защищать интересы заемщиков, стала Ассоциация региональных банков России. В поддержку этой идеи высказались Агентство по страхованию вкладов (АСВ) и Международная конфедерация обществ потребителей. В конце августа был выбран главный защитник заемщиков. Им стал член Комитета Госдумы по финансовому рынку Павел Медведев. Именно в его приемную должны обращаться граждане, посчитавшие, что их права были как-то ущемлены банкирами.
Деятельность омбудсмена финансируется банками, вступившими в соглашение об общественном примирителе по финансовым вопросам. На сегодняшний день в такое соглашение вступили шесть банков: Райффайзенбанк, Home Credit and Finance Bank, ОТП банк, GE Money Bank, Национальный банк «Траст» и Юниаструм банк. Именно клиенты этих банков смогут рассчитывать на правовую помощь в первую очередь.
«Все банки, подписавшие соответствующий договор со службой финансового омбудсмена, соглашаются в том, что все наши решения обязательны. Определена и сумма компетенции – 300 тысяч рублей. Это не ахти какие деньги, но для решения вопросов по тем же ипотечным кредитам вполне достаточная. Ведь в кризисной ситуации по просрочке кредита речь идет о соизмеримой сумме. Конечно, есть олигархи, которые покупают дома на пяти этажах, и при просрочке такого кредита спорная сумма выходит за рамки 300 тысяч, но такие люди к нам не обратятся», – комментирует новшество на сайте « Единой России» финансовый омбудсмен Павел Медведев.
По его мнению, банкам, которые сегодня стремятся восстановить доверие вкладчиков и потребителей кредитных услуг, очень важно восстановление доверия. «В этом смысле невыполнение банком решения омбудсмена не влечет за собой юридической ответственности, но возникает резонный вопрос, зачем тогда было вступать в сообщество. А кроме того, «имиджевые» потери от выхода из такого союза могут быть значительно выше, чем означенная сумма. Несмотря на то, что служба в первую очередь руководствуется интересами простых граждан, мы будем действовать деликатно, прислушиваясь к аргументам обеих сторон конфликтной ситуации».
Как рассказали 116 dengi.ru в пресс-службе одного из ведущих российских банков на условиях анонимности, их кредитная организация пока не готова вступить в союз с омбудсменом. Причины, возникшие сложности большей частью – бюрократические. Для работы с новым ведомством нужно будет корректировать внутренние банковские документы. Это дело не одной-двух недель, а нескольких месяцев.
Банковские специалисты напомнили, что в большинстве европейских стран эта структура является неотъемлемой частью рынка. В России, где уровень финансовой грамотности россиян очень низок, в услугах омбудсменов нуждается каждый второй должник. Профессиональный юрист может договориться о реструктуризации долга и защитить своего клиента от притязаний судебных приставов или коллекторов.
Как считает заместитель управляющего КБ « Кредитный советник» Лилия Агапова, важно, чтобы государство не забывало и о других инструментах поддержки заемщиков. В частности, до сих пор не утвержден закон о несостоятельности (банкротстве) физических лиц.
По словам эксперта, новая структура поможет и разгрузить суды. Так, только в прошлом году было подано 25 тысяч исков, связанных с защитой прав потребителей в сфере финансовых услуг.