Журнал «Деловой квартал» в рамках своего нового номера составил ТОП-лист участников рынка грузового коммерческого транспорта Казани и РТ. В него вошли крупнейшие официальные дилеры.
Определены лидеры грузового коммерческого транспорта
События года
В 2009 г. автосалон «Нур-Авто» лишился статуса официального дилера Volkswagen. По мнению экспертов, одной из причин разрыва отношений могли стать финансовые трудности компании, усугубившиеся в период падения продаж. До конца 2009 г. автосалон распродавал имеющиеся в наличии коммерческие автомобили Volkswagen. Сейчас компания занимается продажей легковых автомобилей Skoda.
В 2009 г. «Торговый Дом «Клаксон» отказался от продаж китайских грузовиков и сосредоточился на сегменте спецтехники. По словам Максима Колесникова, генерального директора «ТД «Клаксон», в 2009 г. китайские грузовики стали невостребованными из-за повышения пошлин и роста цен. Поэтому компания сосредоточилась на продажах спецтехники и даже получила в начале 2010 г. статус единственного в РТ официального дилера спецтехники HYUNDAI.
В ноябре 2009 г. КамАЗ сообщил о создании с Daimler двух совместных предприятий в Татарстане по производству грузовых автомобилей – Fuso KAMAZ Trucks Rus и Mercedes-Benz Trucks Vostok. Предприятия создаются на паритетных началах. В 2010 г. КамАЗ рассчитывает реализовать 27,2 тыс. грузовиков, в 2013 увеличить продажи до 46,1 тыс. единиц.
В феврале 2010 г. ООО «ТРАК ЦЕНТР» разделило свои активы на два отдельных направления бизнеса: ООО «ТРАК ЦЕНТР» занимается исключительно продажей грузовой техники трех марок (MAN, Renault, IVECO), а Федеральная сеть TRUCK Center (юридическое название ООО «ТРАК-ЦЕНТР Казань»), в активе которой и остались все станции техобслуживания, предоставляет сервисное обслуживание иностранной грузовой технике.
Методика составления топ-листа
Участники
В ТОП-лист вошли крупнейшие официальные дилеры коммерческого грузового транспорта. Участники разделены на три сегмента по тоннажности продаваемых автомобилей. Компании предоставили показатели по деятельности в Казани и РТ.
Как проводился отбор участников
На первом этапе специалисты аналитической группы «Деловой квартал» проанализировали открытые источники и провели экспертный опрос ведущих игроков рынка. На основании полученных данных был определен круг компаний, которым было предложено предоставить информацию для участия в ТОП-листе. Также при помощи экспертных комментариев были сформулированы показатели, используемые в рэнкинге.
На втором этапе специалисты «ДК» разослали компаниям анкеты, в которых запрашивались конкретные характеристики деятельности. Предоставленная информация была перепроверена.
По каким показателям ранжируются участники
Основной ранжирующий показатель – количество проданных грузовых автомобилей в Казани и РТ в 2009 г. в сегменте мало-, средне- и крупнотоннажных грузовых автомобилей.
Дополнительные ранжирующие показатели: количество проданных новых грузовых автомашин в 2009 г. в Казани и РТ, шт.; Совокупная площадь торговых площадок в Казани и РТ, кв.м.
Принятые сокращения
А – компании расположены в алфавитном порядке.
Н/д – нет данных, т.е. компания не представила данные.
Тренды года
1. В 2009 г. объем продаж грузового транспорта в РТ сократился на 60 %. Всего в РТ было продано порядка 6 тыс. грузовых машин против 10 тыс. в 2008 г. Сильнее всего просел сегмент «тяжелой» техники (- 90 %): спроса на большегрузы практически не было. Падение в сегменте мало и среднетоннажных грузовиков составило от 11 % до 62 % в зависимости от производителя.
2. С начала 2010 г. на рынке грузовых автомобилей началось оживление. По оценкам Игоря Никитина («Делфо-КОМ»), сейчас спрос опережает предложение, существует даже дефицит грузовых автомобилей. В кризис многие заводы приостановили или сократили производство: КамАЗ перешел на сокращенный режим работы, SOLLERS приостановил производство ISUZU, Калужский завод выпустил всего 259 Volvo и не производил Renault. Также резко сократился импорт грузовиков из Азии – на них увеличились пошлины.
3. В 2010 г. началось возрождение кредитных и лизинговых схем. По оценкам Рината Гайнутдинова (дилерский центр «КамАЗ»), порядка 40 % тяжелых грузовиков продается с привлечением заемных средств (это почти докризисные показатели). В малотоннажном сегменте доля таких авто достигает 30 %. Кроме того, оживлению спроса на легкие грузовики способствует программа утилизации автомобилей. По некоторым оценкам, почти половина продаваемых FIAT Ducato приобретаются в рамках программы.
4. Доля сервисного обслуживания в общей выручке дилеров выросла почти на треть и достигает половины оборота. Игроки активно развивали сервисное направление – сервис стал одним из инструментов выживания. Ринат Гайнутдинов (дилерский центр «КамАЗ»): «Дилеры старались не вкладывать средства в покупку новых автомобилей и зарабатывали на сервисном обслуживании».
5. Дилерам грузовиков не хватает оборотных средств. В 2008 г. многие компании инвестировали кредитные средства в строительство автосалонов по строгим дилерским требованиям. В 2009 г. – продажи серьезно сократились, а долговая нагрузка увеличилась. Следствием явились задержки платежей и судебные разбирательства автодилеров с кредиторами. Ответчиками по арбитражным искам с начала 2010 г. выступали «НУР-Авто», «АКОС», «РБА-Казань», «АК БАРС Автомобили».
Прогнозы
Заместитель генерального директора по продажам дилерского центра «КАМАЗ-Казань» Ринат Гайнутдинов: «В 2009 г. продаж крупнотоннажных грузовиков практически не было, спрос упал на 70 %. В 2010 г. мы ожидаем небольшой рост продаж. Ажиотажа вокруг закупок грузовиков к строительству объектов Универсиады пока не наблюдается. Однако дилеры уже начали вести работу со строительными компаниями, работающими в рамках подготовки к Универсиаде».
Замгенерального директора по коммерции компании «АКОС» Михаил Котляров: «В связи с некоторой стабилизацией и оживлением в экономике хочется надеяться если уж не на рост, то хотя бы на определенное восстановление на рынке перевозок и грузового транспорта. Через какое-то время должен реализоваться «отложенный» спрос. Для дилерских компаний на первое место выходит задача выживания за счет оптимизации бизнес-процессов, четкого финансового менеджмента, более глубокого подхода к развитию послепродажного сервиса, бережного и разностороннего ухода за клиентской базой».
Директор «Делфо-КОМ» Игорь Никитин: «Более выгодное положение сохранят компании, имеющие в активе дилерство нескольких брендов из разных сегментов. Лидирующие позиции в РТ удержат Renault, Hyundai, Fiat, Isuzu (при условии, что производители и дистрибуторы решат свои финансовые проблемы). Кроме того, появятся новые сильные игроки, которые будут стремиться захватить рынок – Mitsubishi (модели Fuso и Canter) и грузовик Hino производства Toyota».
Топ-7 дилеров среднетоннажных автомобилей
Топ-6 дилеров крупнотоннажных автомобилей
Лидеры по совокупным продажам