Федеральная антимонопольная служба предлагает допустить к программе льготного автокредитования все банки страны. По мнению ФАС, здоровая конкуренция будет способствовать развитию сегмента и поможет повысить объемы продаж отечественных авто. Эксперты инициативу воспринимают положительно, однако в том, что в проекте смогут участвовать все без исключения кредитные организации, сомневаются.
ФАС России направила предложения в правительство РФ об изменении условий программы льготного автокредитования, которые позволили бы принять в ней участие любым банкам. Сейчас ссуды на авто по программе субсидирования процентных ставок предоставляются лишь банками с госучастием, их «дочками», а также банками с собственным капиталом не менее 70 млрд рублей.
По мнению антимонопольной службы, количества операторов, реализующих программу, явно недостаточно, и здоровая конкуренция рынку не повредит. Кроме того, в ФАС полагают, что указанные требования к банкам являются экономически необоснованными и приводят к снижению привлекательности кредитных продуктов большинства российских банков, созданию необоснованного преимущества госбанкам и ограничению конкуренции на рынке автокредитования.
«Допуск к участию более широкого круга кредитных организаций позволит увеличить объемы выдаваемых кредитов и достичь макроэкономической задачи – увеличить объемы продаж российских предприятий автомобильной отрасли», – уверены в ФАС России.
Напомним, госпрограмма субсидирования процентных ставок на покупку автомобилей российского производства, а также ряда иномарок отечественной сборки была запущена весной этого года. Однако уже в июле условия программы претерпели изменения. Так, в перечень автомобилей были включены новые модели: Chevrolet Cruze, Fiat Doblo, Fiat Ducato, Skoda Octavia, Hyundai Sonata Hyundai Accent, ТагАЗ С100, ТагАЗ Road Partner, ТагАЗ Tager, ТагАЗ LC100 и ряд моделей ГАЗ и УАЗ. Кроме того, была повышена максимальная стоимость авто до 600 тысяч рублей, а размер минимального первоначального взноса, напротив, снижен с 30 до 15%. Остальные условия программы остались без изменений.
Банкиры отмечают, что госпрограмма по субсидированию процентных ставок востребована уже сейчас. По большей части ее положения интересны покупателям со средним достатком. По оценкам Минпромторга, к концу года благодаря программе в стране удастся продать не менее 120 тысяч «льготных» авто. С апреля по июль в банки от граждан, желающих взять ссуду по госпрограмме, поступило 32 тысячи заявок, после рассмотрения которых выдано 17,5 тысяч автокредитов.
Участников рынка инициатива антимонопольной службы порадовала. Тем более что выгоду смогут извлечь не только потребители, но и сами банки. Так, по словам заместителя председателя правления банка «Авангард» Валерия Торхова, потребители выиграют от повышения конкуренции на рынке. А банки смогут нарастить объемы автокредитования.
«Конечно, не стоит думать, что если к участию в программе будут допущены все банки, то это сразу вернет рынок на докризисный уровень. Многие люди попросту не хотят брать автокредиты по существующим ставкам, когда еще свежи воспоминания о ставках годичной давности. Однако в нынешней ситуации хороши любые меры, которые могут хоть как-то активизировать рынок», – уверен господин Торхов.
Начальник управления развития автокредитования ЮниКредит Банка Иван Сысков также полагает, что если инициатива ФАС будет одобрена, привлекательность программы только возрастет. «Чем длиннее список банков – участников программы, тем, соответственно, шире выбор у клиента. Кроме того, в программе получат возможность принять участие банки, давно специализирующиеся именно на автокредитовании. Это хорошая возможность расширить список весьма привлекательных для клиентов продуктов. Ставки по этим программам дотируются, соответственно, за счет этого предложение банка выгодно отличается от аналогичных программ конкурентов», – поясняет банкир.
Между тем, по мнению экспертов, на «верху» трижды подумают, прежде чем допустить к участию в программе всех без исключения желающих. Ведь изначально решение об ограничении круга операторов именно госбанками принималось с целью упрощения контроля за процессом выдачи кредитов. «Даже в случае положительного решения все банки, конечно, в этот список вряд ли войдут. Но его расширение до 15-20 банков вполне возможно», – считает Иван Сысков.
«Вероятность того, что предложение ФАС будет в том или ином виде одобрено, достаточно высока, хотя, возможно, в конечном варианте документа могут быть обозначены некоторые специальные требования к участникам данного проекта, – соглашается руководитель группы кредитных продуктов BSGV Екатерина Забелина. – Эта мера действительно способствует уравновешиванию конкурентных преимуществ и даст заинтересованным в такой программе кредитования банкам дополнительные возможности выступать на равных в конкурентной борьбе с госбанками. Однако, на наш взгляд, далеко не все банки воспользуются предоставленной возможностью».
Как отмечает госпожа Забелина, несмотря на расширенный ассортимент автомобилей, участвующих в программе льготного кредитования, все указанные модели относятся к нижней и частично средней ценовой категории, и в этой связи интересны определенному сегменту потребителей. «Поэтому однозначно говорить о том, что программа господдержки сделает обычные автокредиты невостребованными, было бы по меньшей мере необоснованно. Не стоит забывать, что есть автомобили средней и выше среднего ценовой категории, есть бизнес-класс. Все эти машины пользуются спросом, в том числе и в рамках кредитных программ. Именно этот сегмент является более привлекательным для текущей работы коммерческих банков».
Между тем Екатерина Забелина добавляет, что для ряда банков инициатива ФАС все же может послужить хорошей стартовой площадкой для увеличения объема портфеля автокредитов и привлечения в этот сектор новых клиентов. Для последних преимущества очевидны. «У каждого банка есть свои требования к анализу платежеспособности заемщика. Таким образом, расширение количества банков, принимающих участие в этой программе, увеличит число клиентов, которые смогут реально получить одобрение на кредит».