Бизнес Лизинговый рынок ждет послекризисный «передел»

Лизинговый рынок ждет послекризисный «передел»

Небольшой прирост новых клиентов и заключенных договоров не смог компенсировать рынку лизинговых услуг ущерб от кризиса. По итогам прошлого года из-за резкого снижения заинтересованности инвесторов в долгосрочных инвестициях лизинговый рынок «рухнул» почт

" src=

Небольшой прирост новых клиентов и заключенных договоров не смог компенсировать рынку лизинговых услуг ущерб от кризиса. По итогам прошлого года из-за резкого снижения заинтересованности инвесторов в долгосрочных инвестициях лизинговый рынок «рухнул» почти на четверть. Консолидация отрасли неизбежна, впрочем, «спасти» лизинговые компании способны стабильные источники финансирования и финансирование лишь сделок с максимально ликвидным имуществом.

По данным ассоциации «Рослизинг», в прошлом году число заключенных лизинговыми компаниями договоров выросло на 13,5%, как и количество новых лизингополучателей (13,3%). Это свидетельствует об уменьшении средней стоимости лизингового контракта за счет произошедшей переориентации компании на сделки с более ликвидным и не слишком дорогостоящим имуществом. Кризис внес коррективы и в структуру лизингового рынка: лидером по приросту финансирования стал лизинг автотранспорта – на долю сегмента пришлось 32,25%, далее следует лизинг оборудования с долей в 28,57% в общем объеме сделок лизинговых компаний. Почти двукратный прирост в прошлом году показал лизинг сельхозтехники и скота (6,34%) и недвижимости (4,08%). А вот доля лизинга железнодорожного транспорта, авиатехники и судов в структуре сделок значительно сократилась.

«С осени прошлого года, при общем сохранении спроса на услуги финансовой аренды, у лизинговых компаний стало значительно меньше возможностей для предоставления финансирования. Главной причиной стало нарушение механизма рефинансирования портфелей сделок: из-за произошедшей деноминации номинированный в рублях капитал лизинговых компаний обесценился, банки почти перестали выдавать новые кредиты, большое количество ссуд было отозвано досрочно, а рынок облигационных заимствований уже не позволяет привлекать дополнительные ресурсы большинству лизинговых компаний», – сетует генеральный директор лизинговой компании «Уралсиб» Елена Гущина, отмечая, что рост нового бизнеса в лизинговых компаниях практически прекратился.

Связано это, по мнению эксперта, прежде всего с отсутствием возможности финансирования новых сделок, сложностью адекватной оценки рисков и прогнозирования дальнейшего развития ситуации в большинстве секторов российской экономики.

Действительно, в ассоциации «Рослизинг» отмечают, что второе полугодие 2008 года стало для отрасли временем «краха надежд». Объем нового бизнеса в лизинговых компаниях по итогам девяти месяцев составил 319,7 млрд рублей, что составило 62% от показателя 2007 года, а четвертый квартал оказался наиболее сложным. Сегодня на рынке лизинговых услуг обозначились новые лидеры.

Согласно опубликованному на днях исследованию агентства «Эксперт РА», рэнкинг российских лизингодателей возглавляет компания «Уралсиб», поднявшаяся за прошлый год на две позиции. Обеспечить рост бизнеса в кризисных условиях компании помогла широкая филиальная сеть, а также активная работа по поиску и привлечению альтернативных источников финансирования. Также в пятерку лидеров российского рынка лизинговых услуг вошли компании «Ильюшин Финанс Ко», «ВТБ-Лизинг», «Газтехлизинг» и Europlan.

Отметим, что произошла существенная корректировка стратегии бизнеса лизинговых компаний. Успешными были компании, работающие в стратегически важных отраслях или с наиболее ликвидным оборудованием: «Газтехлизинг», «CARCADE Лизинг», «КАМАЗ-Лизинг». Определенно «повезло» и компаниям, имеющим доступ к финансовым ресурсам материнских банков: ЛК «Уралсиб», «НОМОС-Лизинг» и ТрансКредитЛизинг.

«Указанные компании практически не испытывают сложностей с привлечением кредитных средств, особенно если аффилированный банк пользуется господдержкой, что повышает устойчивость бизнеса лизинговой компании, – поясняет аналитик инвестиционной компании «Финам» Юлия Голышева. – Хуже позиции у тех компаний, которые вынуждены привлекать кредиты в «сторонних» кредитных организациях, где выше уровень тарифов и не всегда имеется возможность привлечь необходимый объем средств».

По мнению аналитиков «Эксперт РА», концентрация на лизинговом рынке сократилась: если в 2007 году на крупнейшую компанию приходилось 13,2% объема новых сделок, то в прошлом году – только 6,48%. Кроме того, явной тенденцией прошлого года стала активная экспансия лизинговых компаний в регионы. По данным «Рослизинга», объемы новых контрактов росли практически во всех регионах, а лидерами роста стали Центральный и Южный федеральный округа, где объем нового бизнеса возрос на 84,15% и 58,5% соответственно.

Приволжский федеральный округ по итогам прошлого года также показал неплохие результаты и прочно укрепился в статусе одного из самых динамично развивающихся регионов. Объем нового бизнеса лизинговых компаний увеличился на 13,33% и превысил 58 миллиардов рублей. Количество компаний, воспользовавшихся лизингом для приобретения оборудования, спецтехники и автомобилей, выросло на 22%: по этому показателю Приволжский округ обогнал даже Москву. Пальма первенства у Татарстана: 1656 лизингополучателей, немного отстает Пермский край (1203), а вот в Башкортостане среднее количество лизингополучателей едва достигает отметки 400 компаний.

" src=

Однако, по оценкам экспертов, несмотря на заметный прирост, наступивший год и для лизинговых компаний региона, и для их клиентов будет непростым. «Ограниченное предложение, ужесточение условий финансирования, более высокие требования при оценке рисков, сжатые сроки действия лизингового договора, высокая стоимость удорожания приобретаемого имущества – все это существенно сократит число компаний, которые могли бы воспользоваться услугами лизинга», – считает директор департамента маркетинга компании «CARCADE Лизинг» Юлия Тарасова, отмечая, что из 340 региональных представительств крупнейших лизинговых компаний сейчас реально работает лишь каждый третий филиал.

Как бы там ни было, новые сделки все же заключаются. По итогам прошлого года, лидером Приволжского федерального округа по объему новых сделок стал Татарстан, где с лизингополучателями было заключено контрактов на сумму 13 млрд. рублей. Далее идут Республика Башкортостан и Пермский край с объемом нового бизнеса в 7,6 млрд. и 4,9 млрд. рублей соответственно.

" src=

Очевидно, что наступивший год для рынка лизинговых услуг будет непростым. Прежде всего аналитики прогнозируют существенную консолидацию отрасли: уже наметилась тенденция ухода небольших игроков, а также скупка лизинговых портфелей крупными компаниями. При этом западные компании пока отложили планы по захвату российского рынка лизинговых услуг на неопределенный срок.

Фото: Фото с сайта Uainfo.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Отбивает желание исследовать родную землю»: казанец — жестко о туристическом налоге, который скоро придется платить всем
Анонимное мнение
Мнение
Стильные люди и толпы бездомных. Блогер провела неделю во Франции и Испании — что ее поразило
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
Россияне съездили в страну гор и вина — Армению — и почувствовали себя дома: плюсы и минусы отдыха
Анонимное мнение
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления