Требования надзорных органов к банкам продолжают ужесточаться. Обычно такие перемены касаются работы учреждений с заемщиками. Но сейчас антимонопольная служба обеспокоилась и остальными клиентами банков. По сообщению пресс-службы ФАС, в ближайшее время банкам будут вынесены предписания, на основе которых они обязаны предварительно извещать граждан обо всех изменениях в комиссиях, ставках и условиях операций с физическими лицами.
Сейчас о нововведениях банки уведомляют в одностороннем порядке, что не противоречит законодательству. Наиболее частые способы оповещения – объявления на окошках у кассира-операциониста или на стендах (где-нибудь в углу), что еще больше уменьшает количество прочитавших. Татарстанские банки работают по такой же схеме. Крупнейшие из них в дополнение к этому используют SMS-оповещение и интернет-банкинг. Однако это не может являться гарантией, что человеку стало известно, о том, что происходит в его банке. А спустя месяцы клиент недоумевает, почему сумма на его вкладе вышла меньше обещанного, или почему комиссия за снятие денег стала на полпроцента больше.
Чтобы такого не случалось, ФАС рекомендует банкам найти универсальный способ донести информацию до населения – через письма с уведомлением. Планируется, что они должны высылаться не менее чем за 60 дней. Получать их можно будет или в почтовых отделениях, либо же у почтальонов под роспись.
«Сообщать придется обо всех значимых или небольших изменениях в условиях банковских операций. Если взять в расчеты даже средний банк, имеющий десятки тысяч клиентов, то расходы очень существенны. Я думаю, что они в большей или меньшей степени будут переложены на плечи вкладчиков и заемщиков», – говорит аналитик ГК «Регион» Алексей Шестаков.
Отношение аналитика ИК «Финам» Владимира Сергиевского более позитивно. Он считает, уведомление необходимо в первую очередь для того, чтобы сократить возможность возникновения конфликтных ситуаций и упростить их разбор. «Зачастую сложно оценить, насколько добросовестно банки информируют своих клиентов и насколько те сами сознательно оценивают условия кредитов. Скажем, обязательные для информирования сведения в рекламе и в договорах могут печататься мелким шрифтом, сотрудники банка могут озвучивать клиенту не те условия, которые реально стоят в договоре, и впоследствии при разборе дела очень сложно эти факты установить. Если же будет стандартная формализованная процедура с заказным письмом, подтверждением получения, единым бланком с оговоренными позициями вплоть до размера шрифта, ни заемщики, ни банки уже не смогут обвинять контрагента в недобросовестности», – делает выводы аналитик.