Многострадальной автостраховке в существующем сейчас виде приходит конец. 3 декабря президент РФ Владимир Путин утвердил поправки, кардинально меняющие законодательство «Об обязательном страховании автотранспорта». Действующее пятый год российское ОСАГО не устраивало ни страховщиков, ни их клиентов, но новые положения могут внести еще больше сумятицы.
Для автомобилистов с 1 декабря 2008 года будет упрощена процедура оформления ДТП. Без специалистов ГИБДД можно будет обойтись в случаях, если в аварии не причинены вред жизни и здоровью, в ней участвовало не более двух машин, если водители согласны с тем, что ущерб имуществу не превышает 25 тысяч руб. Также законом предусматривается введение института прямого урегулирования. Потерпевший сможет обратиться за выплатой к своему страховщику ответственности. В случае просрочки в обязанности страховой компании входит выплата за каждый день просрочки потерпевшему неустойку в размере одной семьдесят пятой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в день, когда компания должна была исполнить страховое обязательство.
Прогнозируется, что от такой «упрощенки» пострадают большинство страховых компаний. Нововведения неминуемо увеличат количество страховых случаев, а значит, повысят расходы организаций на выплаты своим клиентам. По таким правилам готова работать первая десятка игроков рынка, возмещая убытки за счет других видов страховок. У остальных попросту не хватит средств, и их может ждать банкротство, если они не откажутся от ОСАГО. Ведь только фиксированная страховая часть в случае смерти участника ДТП повышается до 160 тысячи рублей.
Руководитель подразделения автострахования «Росгосстрах-Татарстан» Николай Сидоров добавляет, что увеличится не только число страховых случаев, но и возрастет количество мошенничеств: «Я не исключаю случаи, когда два автолюбителя просто «договорятся» между собой об аварии, которой не было. Протоколов от ГИБДД не будет, разбираться в произошедшим будут только страховые компании. Но стоит напомнить, что аварийным комиссарам не всегда есть возможность оперативно среагировать».
«ОСАГО остается убыточным, – делает выводы ведущий специалист компании «РК-Гарант» Ольга Жинусова. – Поправки должны упорядочить, в первую очередь, взаимодействие специалистов страхового рынка, чего мы пока не видим. К примеру, актуально на сегодняшний день появление единого банка по клиентским историям, что помогло бы уменьшить число мошенничеств».
По мнению аналитика ГК «Регион» Натальи Голубевой, для страховых компаний единый верный шаг, чтобы как-то вытянуть неудобную услугу – повысить тарифы. В первом полугодии такой рост возможен на 20 %. Об этом уже обмолвились страховщики. Но тарифы будут утверждены только с одобрения государственных чиновников. В итоге получается, что ОСАГО не может удовлетворить ни страховые компании, ни владельцев автомобилей, как бы его сейчас не видоизменяли», – резюмирует аналитик.