В автопарке кабмина Татарстана 354 иномарки и всего девять отечественных автомобилей (не считая спецмашин). Самая популярная модель у республиканских чиновников — Ford Mondeo. Годовое содержание автомобилей республиканского правительства может обходиться больше 120 млн рублей. Мы прошерстили сайт госзакупок, постановления Кабмина и готовы рассказать, на чем ездят ВИПы в Татарстане.
От Немцова до Минниханова
Предложения пересадить российских чиновников на отечественные автомобили звучат с 90-х годов. Вероятно, первым высказал эту идею Борис Немцов в далеком 1997 году, когда возглавлял Нижегородскую область. Тогда это вызвало бурную реакцию у депутатов и чиновников — от раздраженного недопонимания до скромных слов поддержки.
В прошлом 2022 году к идее Немцова вернулся министр финансов России Антон Силуанов. В качестве альтернативы иномаркам он выбрал автомобиль «Лада». Его поддержал скандальный депутат Госдумы от Татарстана Олег Морозов.
— Готов свою служебную BMW поменять на «Весту» хоть завтра, — написал тогда депутат в своем телеграм-канале.
Вдобавок к этому Морозов рассказал, как с 2015-го по 2020 год ездил на семиместной Lada Largus Cross. Исколесил на ней восемь балканских стран и катался по горным серпантинам Сербии. Непонятно, правда, о какой «Ладе» идет речь. Последний раз отечественный автомобиль фугировал в декларации депутата за 2016 год. Позднее, до 2022 года, у Морозова в собственности была только одна машина — Ford Explorer, которую он впоследствии продал.
Спустя несколько месяцев после громкого заявления наш корреспондент поинтересовался у Морозова, отказался ли он от BMW. Тот воспринял вопрос как троллинг и не стал ничего отвечать. И на «Ладу» пересаживаться тоже не стал.
В августе 2023 года к идее пересадить чиновников на российские машины вернулся Владимир Путин.
— Все чиновники страны должны ездить на отечественных автомобилях. Где-то будет поскромнее, чем раньше, ничего страшного, — сказал глава государства на встрече с промышленниками.
После заявления Путина чиновники разных уровневого статуса принялись говорить, что готовы поддержать отечественный автопром. Спикер Госдумы Вячеслав Володин запустил по этому поводу опрос в своем телеграм-канале и сказал, что с осени депутаты будут ездить на «Москвичах», «Ладах» и «Аурусах», а когда наладят выпуск новых «Волг», то их тоже задействуют.
В Татарстане идею Путина поддержал глава республики Рустам Минниханов.
— Я сам на Aurus езжу. Да, он очень дорогой, но качественный. К тому же, компания «Кама» разрабатывает электромобиль «Атом». Да и отечественные автомобили «Лада» очень хорошие, я сам и на «Ниве» ездил, — сказал Минниханов.
Вероятно, в качестве подтверждения своих слов глава Татарстана совсем недавно, 16 августа 2023 года, вручил ключи от новеньких служебных автомобилей марки LADA Vesta начальникам управлений образования. Машины получили 49 чиновников из муниципалитетов.
По данным наших источников в кабмине, поставщик этих отечественных авто — ООО «Кан Авто». Большей частью компании, по данным сервиса «Контур.Фокус», владеет Александр Колесов. Фирма в 2022 году принесла ему 2,8 миллиарда выручки. Чистая прибыль при этом составила всего 78,1 миллиона рублей. К слову, отец владельца «Кан Авто» — Николай Колесов, который сейчас возглавляет холдинг «Вертолеты России», входящий в Ростех. В 90-е он руководил заводом «Элекон», который разрабатывает и производит электрические соединители. Колесову до сих пор приписывают контроль над заводом. В 2007–2008 годах Колесова-старшего «отправили» в Амурскую область губернатором, чтобы разгрести коррупционные схемы, которые оставил за собой предыдущий глава. Но он «не смог исправить ситуацию и даже усугубил ее», писали тогда федеральные СМИ.
Ну и вернемся к автопарку кабинета министров Татарстана. Как там дела?
Кареты для министров
За автомобили для главных чиновников Татарстана отвечает отдельный орган — хозяйственное управление при кабинете министров Татарстана. Он занимается закупкой шин, комплектующих и страхованием дорогих авто от несчастных случаев. За последний год это учреждение потратило на транспорт и топливо как минимум 98 млн рублей.
В каких количествах и с какой регулярностью приобретаются сами машины, по открытым источникам судить сложно. На портале госзакупок, где учреждения должны выкладывать информацию о бюджетных тратах, подозрительно мало тендеров. Зато благодаря этому ресурсу мы знаем, что в марте 2023 года хозяйственное управление кабмина застраховало 365 автомобилей на сумму 1,2 млн рублей.
Большая часть застрахованных автомобилей — иномарки. Исключение составляют три грузовика КАМАЗ, две Lada Largus, одна Lada Granta и три «Нивы» разных модификаций. Еще на содержании республиканского кабмина состоит один трактор с Елабужского автомобильного завода, один российский погрузчик Atlas Argo и две комбинированные машины марки КАМАЗ.
Больше всего при составлении министерского автопарка татарстанские чиновники отдавали предпочтение автомобилям американского бренда Ford. На содержании у правительства 163 экземпляра этой марки. Далее следуют корейцы Hyundai — 62 машины, Toyota — 28 автомобилей и Audi — 16.
Самая распространенная модель в автопарке — относительно бюджетный Ford Mondeo. Их насчитывается 99 штук. Некоторые были выпущены в 2018-м и 2017 годах. Нам это удалось узнать, пробив машину через Российский союз автостраховщиков. Когда в автопарке кабмина оказались машины — непонятно. Тендеров на их приобретение на портале госзакупок нет. Сейчас новый Ford Mondeo стоит от 1,6 млн рублей. Для сравнения, новенькую Lada Granta предлагают от 690 тысяч рублей.
Среди машин премиум-класса в автопарке республиканского кабмина есть три автомобиля марки Genesis — суббренда корейской фирмы Hyundai Motor. У одной из машин модель не указана. У двух других — GV80 и G90L. Сейчас они стоят от 7,2 и от 11,4 миллиона рублей в зависимости от комплектации. Также в списке 18 машин марки Mercedes-Benz, в основном S-класса, 10 автомобилей немецкой фирмы BMW и 20 машин Volkswagen.
Сколько тратим на министерские авто?
Для содержания той или иной модели автомобиля есть нормативы. Они устанавливаются Кабинетом министров республики. Согласно последним изменениям в среднем один чиновничий автомобиль обходится бюджету в 338 тысяч рублей в год. Сюда входят траты на водителя, техобслуживание, страховку и прочие расходы. Всех больше должен съедать по нормативам BMW X6M. На его содержание предусмотрено 406 тысяч рублей. Кстати, в списке застрахованных машин кабмина такой модели нет. А вот на содержание Ford Mondeo (их в правительственном автопарке всех больше) приходится 314 млн рублей. Всего на министерские машины, если следовать нормативам, может уходить более 120 млн рублей в год.
На практике дела с обслуживанием «люксовых» моделей обстоят более сложно. Например, в мае 2023 года кабмином был заключен контракт на ремонт Land Rover. Его оценили в 655 тысяч рублей. В документах к закупке указан VIN-номер машины, и нам удалось узнать о ней подробнее. Автомобиль был произведен в Великобритании. Техпаспорт на него был получен в конце 2022 года. На нем установлен двигатель от BMW мощностью почти в 390 лошадиных сил.
Естественно, на высоких ценах сказывается дефицит комплектующих. С начала спецоперации детали для Mercedes-Benz, Land Rover и других топовых иномарок подорожали в среднем на 30%. Но, судя по закупкам, в кабмине от ремонта дорогих моделей пока отказываться не собираются.
Кто снабжает чиновников автомобилями?
Иногда тендеры на покупку иномарок премиум-класса всё-таки размещаются на виду. Обычно это сопровождается скандалом. Так было с покупкой компанией «Рацин», подведомственной Минсельхозу Татарстана, автомобиля Mercedes-Benz V за 17 млн рублей. Договор на поставку машины был заключен в ноябре 2022 года без торгов.
Поставщиком люксовой модели оказался спортивный автоклуб «Тимерхан», среди пилотов которого очень много важных персон республики. Это глава Татарстана Рустам Минниханов, его родной брат Раис Минниханов, а еще сын первого президента республики, миллиардер Айрат Шаймиев. У истоков «Тимерхана» некогда стоял Иван Егоров, гендиректор холдинга «Ак Барс». Сейчас учредитель клуба — Эльвира Гильмутдинова. Она миноритарий птицекомплекса, который входит в состав холдинга.
После покупки люксового «Мерседеса» антимонопольная служба возбудила дело, которое, впрочем, ни к чему не привело. Судя по порталу госзакупок, договор был благополучно исполнен в декабре 2022 года.
В 2023 году татарстанские чиновники продолжили закупаться иномарками. В апреле управление «Татмелиоводхоз» приобрело Mitsubishi Outlander 2022 года за 3,78 млн рублей. Согласно документам, машина должна была быть черного цвета, с 2-литровым двигателем мощностью до 150 лошадиных сил. Поставил машину тюменский бизнесмен Станислав Темпель, владелец небольшой автофирмы «ЮС-Групп».
Здесь надо отметить один момент. Такие закупки с очень дорогими машинами подпадают под ограничение российского закона. В нем прописано, что для министров и их замов служебное авто не должно быть дороже 2,5 миллиона рублей. Для глав федерального агентства и их замов стоит планка в два миллиона рублей, для руководителей пониже — в 1,5 миллиона рублей. Чтобы снять ограничения, учреждения должны получить разрешение у российского министерства промышленности. В случае с «Татмелиоводхозом» оно было получено.
Идем дальше, вот еще пара свежих закупок. В том же апреле 2023 года управление госэкспертизы и ценообразования Татарстана по строительству заключило контракт на покупку трех скромных иномарок на общую сумму в 8,2 млн рублей — двух Hyundai Sonata и одной Hyundai Solaris. Поставить машины должна компания «Концепт» до конца года. Ей владеют нижегородские миллиардеры Алексей Мамочкин и Алексей Маковей.
В начале августа 2023 года республиканский комитет по закупкам разместил тендер на покупку еще одного Hyundai Sonata. Его стоимость оценили почти в четыре миллиона рублей. Пока поставщик неизвестен. Зато известно, что заказчик — татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля. Там ждут машину не ранее 2022 года выпуска и мощностью двигателя более 179 лошадиных сил.
Как вам министерский автопарк?