Первые российские электромобили «Атом» будут собирать не в Набережных Челнах, а на заводе «Москвич». Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на производителя «Атома».
Стороны подписали меморандум о том, что «Атом» будет использовать услуги контрактной сборки московского завода: от конвейерной сварки до покраски. Компания-производитель также объяснила, почему отдала предпочтение «Москвичу». Он отличается передовой технологической базой, высоким качеством производства и «превосходной репутацией в автомобильной индустрии», отметили в организации.
— Завод активно внедряет инновационные методы производства и стремится к устойчивому развитию, что полностью соответствует целям «Атома», — добавил исполнительный директор «Атома» Харальд Грюбель.
Стороны также планируют привлечь дополнительных экспертов, чтобы утрясти технические, экономические и другие моменты.
Что такое «Атом»? Он преподносится как первый российский электромобиль, хотя его частично создают за границей (по крайней мере, как сообщалось ранее). Электрокары начнут производить в середине 2025 года. Машина сможет разгоняться до 100 километров в час за 7 секунд, запас хода — 500 километров в зависимости от модели.
Производителем «Атома» назвали АО «Кама». Это совместный проект гендиректора КАМАЗа Сергея Когогина и миллиардера из Армении, совладельца КАМАЗа Рубена Варданяна. Глава автогиганта рассказывал, что на старте каждый из партнеров вложил по миллиону долларов в новый проект.
— Я не скрываю, я акционер КАМАЗа, и два года я принимал решение, семья соглашалась с этим, что я не получал дивиденды с КАМАЗа, а вкладывал их. Я кеш, который должен был получить сам лично, перекачивал в «уставник» «Атома». И на этом проект стартовал, — говорил Когогин в июне этого года.
АО «Кама» зарегистрировано в августе 2021 года в Набережных Челнах по адресу главной дирекции автогиганта. Варданяну принадлежит 20% компании «Автоинвест», у которой 23,54% КАМАЗа. По данным системы «Контур.Фокус», уставной капитал компании — 720 миллионов рублей.
Сначала претендентом на производственную площадку был бывший завод Ford в «Алабуге». Потом заговорили, что электрокары будут производить в IT-парке в Набережных Челнах. Хотя на тот момент парк не был построен, не началось даже проектирование. Предполагалось, что активные работы стартуют в 2024-м.
За рулем «Атома» успел посидеть премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Глава правительства удивился тому, что поднятие кресла регулируется не рычагом, а рулем. Прототип оценил и глава Татарстана Рустам Минниханов.
Кстати, один из партнеров проекта — Варданян — в прошлом году заявил, что отказывается от российского гражданства и уезжает из России. Сейчас он живет в Нагорном Карабахе. Помимо автомобильного бизнеса, он вел дела с женой главы Татарстана Гульсиной Миннихановой.
Рубен Варданян родился 25 мая 1986 года в Ереване. Предпринимательской деятельностью занялся в 1990 году. С 2011-го входит в рейтинг богатейших людей России по версии Forbes. Согласно их информации, по итогам 2021 года он занимал в рейтинге 116-ю строчку. Его актив оценивался в 1 миллиард долларов.