В среде казанцев, желающих пополнить ряды автомобилистов, паника. Стоимость обучения в автошколе в ближайшем будущем приблизится к 30 тысячам рублей. И если раньше подобные слухи оставались лишь слухами, то сейчас, по всей видимости, намерения серьезные. В республике меняется система обучения водителей. К примеру, автостуденты будут обязаны перед сдачей экзамена в Госавтоинспекции пройти квалификационную комиссию внутри автошколы. Учащиеся опасаются, что их отчислят без экзаменов, если кто-то из этой школы не сдаст ПДД. В ситуации разбирался корреспондент 116.ru.
О панических настроениях в рядах будущих автомобилистов 116auto.ru рассказала читательница Татьяна Белякова, учащаяся одной из автошкол города. По ее словам, им объявили, что в ближайшее время стоимость обучения резко возрастет, а сдать экзамены станет практически невозможно.
«Нам рассказали, что было собрание всех автошкол Казани, где сообщили о том, что если 20% выпускников не сдадут экзамен в ГИБДД, то новую группу автошколе регистрировать не разрешат, – пояснила Татьяна Белякова. – Так как автошколам это будет не выгодно, тех, кто не сдаст экзамен, просто отчислят. Соответственно, обучение в автошколе может стать бессмысленным: и знания можешь не получить, и деньги выкинуть на ветер. Нам, конечно, объяснили, это делается для того, чтобы меньше неадекватных водителей было на дороге, и учиться шли те люди, которым это действительно нужно. Но меня волнует одно – ведь есть недобросовестные автошколы и гаишники, а если они сговорятся каким-то образом?»
Ситуацию прояснили руководители Всероссийского общества автомобилистов (ВОА) и Федерации автошкол Татарстана. По их словам, за качеством обучения в автошколах будут совместно следить и Федерация, и ГИБДД. Перед выпуском станет обязательным внутренний экзамен с комиссией, а о каком-либо сговоре и тем более дополнительной плате за экзамен в ГИБДД вообще нет речи.
«На прошедшем вчера совещании руководителей казанских автошкол был рассмотрен вопрос о качестве обучения будущих водителей, – рассказывает руководитель юридического отдела ВОА Татарстана Татьяна Кулагина. – Со следующей недели автошколы в полной мере будут нести ответственность за качество подготовки водителей. В обязательном порядке с выпускниками будет проводиться предварительный выпускной экзамен. На сегодняшний день в экзаменационном подразделении ГИБДД скопилось более 3 тысяч не прошедших экзамен водителей. Они уже ходят туда как на работу. Соответственно, создают очередь, мешают и нервируют других. Больше такого порядка не будет – доучивать нерадивых учеников придется автошколе за свой счет».
Исполнительный директор Федерации автошкол Татарстана Людмила Стукова, в свою очередь, объяснила, что ни о каких отчислениях или сговоре речи быть не может. «Речь о том, что школы должны обучать своих курсантов настолько хорошо, что экзамены в ГИБДД стали бы для них простыми и легкими. Чтобы не скапливалась очередь из должников, а на улицы выезжали бы грамотные водители, а не испуганные неумехи. Ну а очередь из 3299 учеников, что никак не могут сдать экзамен, постепенно рассосется, освободив место выпускникам автошкол».
Что касается цен за обучение, то, как заметила Татьяна Кулагина, сейчас они в Казани самые низкие и по России, и по Татарстану – 9-13 тысяч рублей. В том же Альметьевске за автошколу придется выложить 18 тысяч, в Анапе – 29, в Тюмени – 40 тысяч рублей. При этом рабочий процесс при низкой стоимости обучения явно страдает – за неимением средств учебную программу сокращают до минимума. То же происходит и с практическими знаниями. Отражается это в конце концов на всех участниках дорожного движения. Недоучки путают знаки, не знают элементарного и создают на дорогах проблемы и себе, и другим.
Этого же мнения придерживаются и в ГИБДД Татарстана. По их данным, в аварии чаще всего попадают водители со стажем до года. То есть учатся они уже на дороге. Об этом же говорит статистика страховых компаний. Чтобы повлиять на качество обучения курсантов в автошколах, порядок прохождения экзаменов с сегодняшнего дня изменился. Если еще вчера заваливший экзамен водитель мог бесконечно долго его пересдавать, буквально беря ГИБДД измором, то с понедельника таких учеников станут отправлять на 5-дневное дообучение в родную автошколу, а последние не получат добро на регистрацию очередной группы курсантов до тех пор, пока не сдали экзамен предыдущие.
Естественно, изменившиеся условия сдачи экзаменов приведут к подорожанию услуг автошкол. Кулагина озвучила цифру – 30 тысяч рублей. Все, кто не заключил со школой договоров на обучение по вчерашним ценам, сегодня уже опоздали. По словам Кулагиной, для того чтобы эта новость не стала для всех шоком, цены будут расти постепенно, в соответствии с наполнением учебного процесса. Здесь еще много зависит от формы собственности автошколы, от того, есть ли у нее площадка в собственности, мультимедийное оборудование, аппаратная часть класса, автомобили. Тем не менее, подводя всех к общему знаменателю, Ассоциация автошкол прогнозирует уход с рынка минимум 40 процентов «серых компаний».
Казанский блогер Елена (lapunder) считает, что от повышения цены ничего не изменится. «Учащийся, если он уже заранее решил, что все равно будет покупать права, так же будет наплевательски относиться и к изучению ПДД, и к занятиям по вождению, – комментирует Елена. – Ну и, естественно, те водители (я бы даже сказала водятлы), которые уже купили эти права и бесчинствуют на дорогах, останутся. А что касается учителей – кто раньше хорошо учил, так и будет хорошо учить. А кто отрабатывал свои уроки «от звонка и до звонка», так и будет продолжать равнодушно относиться к тому, какие знания он дает и, самое главное, доходят ли его слова до тех, кого он обучает. И никакие деньги этого не изменят. Я бы лучше из этих появившихся денег создала премиальный фонд и поощряла тех преподавателей, кто подготовил действительно грамотных водителей».