Функционеры ФАС пригрозили нефтяным компаниям новыми расследованиями несоответствия внутренних и внешних цен на топливо. Нефтяников это не смущает – над рыночными механизмами ценообразования не властен даже суд. Реально снизить стоимость солярки и бензина поможет изменение налогообложения, а не угрозы.
Всего восемь российских компаний получили от ФАС предупреждение о необходимости приведения цен на нефтепродукты «в соответствии с рыночной конъюнктурой» до начала июля. «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», ТНК-ВР, «Сургутнефтегаз», «Газпром нефть», «Татнефть», «Башнефть» и «Альянс» – такие данные обнародовал глава антимонопольной службы Андрей Артемьев. По его мнению, нефтяники не спешат снижать цены, когда стоимость нефти на мировом рынке падает, зато «переписывают все ценники» буквально на следующий день, когда мировые цены ползут вверх.
«Мы предупредили сегодня все нефтяные компании о том, что если они не будут так же быстро переписывать ценники, когда цена идет вниз, будут возбуждаться новые расследования», – рассказал Артемьев газете «Ведомости».
Заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин сообщил, что ФАС предъявляет претензии по поводу оптовых цен, от которых, впрочем, зависят розничные. По словам Голомолзина, значительных потерь от «ручного» регулирования цен на бензин, о которых заявляли многие нефтяные компании после указаний Путина, в рамках холдингов не было. А оптовые продажи в результате постоянного повышения цен замглавы ФАС назвал «необоснованно» доходными, указывая на то, что потенциал для снижения цен на автомобильное топливо есть.
Нефтяники тем временем оперируют вполне реальными фактами. Так, по данным котировочной таблицы ИАЦ «Кортес», цена нашей нефти в Роттердаме была 122 доллара за тонну. В начале июня – 115 долларов, в середине – 117,8, к 27 числу она снизилась до 102,6 доллара за тонну, 30-го опять поползла вверх – 110,2 доллара за тонну.
«Реагировать так резко на изменение цен мы не в состоянии, потому что экспортные пошлины пересчитываются только раз в месяц, – объясняет пресс-секретарь компании «ЛУКОЙЛ» Дмитрий Долгов. – Сейчас мы платим 445,10 доллара за тонну, в июне платили 462,10, в мае – 453, в апреле – 423,70 доллара за тонну нефти. Как видите, и цены и, таможенные пошлины растут. Если бы они пересчитывались каждый день, то мы могли бы реагировать быстро. Что касается заявления ФАР, то это слова. Вот когда будут претензии юридического характера, тогда и будем реагировать соответственно».
Как пояснил представитель компании «ЛУКОЙЛ», заявления ФАС не указания и не решения суда. Кроме того, повлиять на ситуацию, сложившуюся на рынке, они не в состоянии.
«У правительства нет эффективных рычагов влияния на внутренний рынок топлива, – комментирует ситуацию управляющий фондом «Финам Нефтегаз» Роман Беседовский. – Единственный инструмент – ФАС, именно поэтому он так часто используется, и затеяна очередная волна антимонопольных дел. Государству хочется ужесточить регулирование рынка, поиск способов сделать это ведется постоянно, однако говорить о каком-то прогрессе в данном направлении было бы преждевременно. Неплохая идея биржевого ценообразования, однако во многом ее недостатки стали причиной весеннего топливного кризиса. Ну и, помимо объективных факторов, ФАС, конечно же, стремится показать руководству страны свое усердие в решении проблемы роста цен на бензин».
По мнению аналитика, если бы государство было уверено, что административное вмешательство не окажет негативного влияния на рыночную ситуацию, оно уже давно бы включило «ручной режим». Но уверенности такой нет, что и требует большей гибкости в регулировании рыночной ситуации.