В начале следующего года цены на продукцию АвтоВАЗа снова могут вырасти. На этот раз причина кроется в конфликте с основным поставщиком сырья – «Северсталью». Компания готовится увеличить стоимость прокатного листа сразу на 30%. По оценкам экспертов, это приведет к удорожанию «Лад» на 5-10 тысяч рублей. Изменение автомобильных прайсов происходит ежегодно, и первое из них, как правило, выпадает на первый квартал, когда к дилерам подходят партии автомобилей нового выпуска.
Как сообщают «Ведомости», АвтоВАЗ закупает ежегодно 500 тысяч тонн листа, и 60% из них приходится на долю «Северстали», остальные – на Магнитогорский меткомбинат. По словам вице-президента завода по закупкам Дамира Кашапова, на данный момент переговоры еще ведутся. Учитывая, что поставщик не так давно уже повышал цены на металл (по некоторым данным, на 22%), АвтоВАЗ больше не пойдет на уступки. «Предложение «Северстали» для нас неприемлемо, так как приведет к повышению цен на готовые автомобили примерно на 3,5%. Если «Северсталь» не сделает шаг навстречу на этот раз, контракт заключен не будет – завод готов покупать прокат у других производителей», – категоричен г-н Кашапов. Сейчас жалоба АвтоВАЗа находится на рассмотрении в ФАС.
Аналитики считают, что цена на «Лады» вырастет вне зависимости от того, договорятся стороны или нет. В качестве примера они приводят ценовую политику производителя в рамках программы утилизации и несколько плановых изменений прайса в год.
Что такое 3,5% для автомобилей Lada? К примеру, сейчас восьмиклапанная «Приора» (81 л. с.), укомплектованная по минимуму, без ГУРа, подушек безопасности и даже аудиоподготовки, стоит 295 тысяч рублей. Плюсуя к ним 3,5%, мы получаем сумму в 305 тысяч, то есть на 10 тысяч больше. На данный момент за 317 тысяч рублей можно взять «Приору» более мощную (98 л. с.) и укомплектованную стандартным набором оборудования. Среди легковых ВАЗов Priora подорожает по максимуму, а для классических моделей рост может достигнуть 6-7 тысяч рублей.
Некоторые эксперты считают, что иностранные производители, выпуская на рынок бюджетные модели, ориентируются прежде всего на ценовую политику АвтоВАЗа. Соответственно, если он повышает стоимость продукции, то и иномарки дорожают, при этом сохраняя ценовую дистанцию с «Ладами». Поэтому очередная автовазовская коллизия может обернуться подорожанием ближайших конкурентов. Однако эту позицию разделяют не все дилеры.
«Конечно, компании ориентируются на конъюнктуру рынка, – говорит специалист по маркетингу и рекламе одного из автоцентров Екатерина Скарлыгина. – Но при этом никакой прямой зависимости нет. В прошлом году была ситуация, когда все производители подняли цены, а Renault оставил их на прежнем уровне. Такая обстановка сохранялась около полугода, за которые мы продали большое количество машин. Без необходимости снижать свою конкурентоспособность никто не будет».
«Для автомобилей из Китая АвтоВАЗ – это рядовой конкурент, назвать его опасным сложно, – считает директор по маркетингу и рекламе автосалона Артем Харжанович. – Этому способствует и повышение цен. Оно оказывается только на руку, поскольку не влечет большого изменения в качестве. Переплачивать за навигатор? Зачем? Китайские автомобили, напротив, оставляя цены на прежнем уровне, стремятся улучшить качество, повысить комфорт и обслуживание. В начале следующего года роста цен не планируется. Вероятнее всего, он произойдет во втором квартале, но не на все марки и модели».
«Пока я отмечу обратный процесс, – говорит директор автоцентра Евгений Вецель. – В конце года производители предлагают различные спецпрограммы: скидки, акции и так далее. По опыту прошлых лет скажу, что в январе и феврале эта политика сохраняется, поскольку запасы прошлого года нужно продавать. В любом случае автомобили нового года выпуска появляются у дилеров не раньше февраля, поэтому цены остаются прежними по крайней мере до этого периода».