Новый закон о транспортном налоге в Татарстане вступит в силу 26 декабря. А через неделю, то есть с 1 января 2010 года автомобилистам придется платить больше. Но не только повышением ставок «обрадуют» законодатели в новом году. Регистрация автомобиля и выдача номеров теперь тоже влетят в копеечку.
Кто везет – на том и едут – есть такая пословица. По всей видимости, ее и придерживаются чиновники, которые придумывают очередной способ отъема денег у населения. В среднем ставки повысились на четверть (от 12 до 33 процентов). Например, владелец Daewoo Matiz (64 л. с.) заплатит налог в размере 640 рублей, любитель отечественной Lada Priora (100 л. с.) – 3500 рублей, а безработный на Mitsubishi Lancer 2 л (150 л. с.) будет должен 10500 рублей.
Что касается госпошлин, то с нового года регистрация автомобиля и выдача номеров подорожают с 400 до 1,5 тыс. рублей, а госпошлина за техосмотр увеличится со 100 до 300 рублей. За пластиковую карточку водительского удостоверения станут брать не 200, а 800 рублей, но еще существеннее увеличится сбор за водительские права международного образца – со 100 до 1 тысячи рублей.
«Путем повышения транспортного налога правительство пытается частично решить проблему наполняемости дефицитных региональных бюджетов в условиях экономического кризиса, – объясняет аналитик ИК «ФИНАМ» Константин Романов. – В данном случае, на наш взгляд, дело в последнюю очередь касается возможности совершенствования транспортной инфраструктуры, и в первую очередь – предоставления субъектам РФ дополнительного источника финансирования бюджета. В результате регионы получили возможность с 2010 года многократно уменьшать или увеличивать ставку налога при необходимости».
По словам эксперта, для того чтобы принять увеличенную ставку, необходимы очень веские основания. Во-первых, транспортный налог в общем объеме налоговых сборов обычно не превышает 1,5-2%, что вряд ли спасет дефицитный бюджет. Во-вторых, администрирование налога и по старым ставкам было слабым, и в случае резкого роста ставок ситуация может только ухудшиться. В-третьих, повышение налога окажет дополнительную фискальную нагрузку на транспортные компании субъектов РФ, ухудшив их и без того сложное положение. Ну и самое главное – увеличение транспортного налога влечет за собой риски роста социальной напряженности, т.к. уровень доходов населения в условиях кризиса резко снизился, а безработица, напротив, возросла.
«Массовые акции протеста населения в некоторых регионах являются дополнительным подтверждением негативного отношения граждан к повышению налогов, – заключает Романов.– В связи с этим показательно, что некоторые регионы стали официально заявлять, что не воспользуются правом повышения налоговой нагрузки на автолюбителей. Что касается идеи включения транспортного налога в стоимость бензина, то правительство ее не поддержало, поэтому маловероятно, что она будет воплощена в жизнь».
Ну да, некоторые отказались. Только у нас уже все давно принято. Наверно, основания для повышения были найдены очень веские.
«Транспортный налог повышать дальше уже некуда, – считает лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. – Мы предлагаем включить этот налог в стоимость топлива. Большинство стран мира живет именно по такому принципу. Может, и нам пора? Я уже не говорю о том, что по-хорошему в нашей стране этот транспортный налог вообще нужно отменить, так как в цену топлива уже заложены 70% различных налогов и сборов. Да и кроме того, так будет справедливее – больше ездишь, значит больше платишь».
Действительно, получается, что за содержание дорог платят все, а вот пользуются ими каждый по-своему. Кто-то колесит с утра до вечера, а кто-то ездит только в выходные на дачу. Логично предположить, что и платить все должны не только за мощность, но и за пробег. Но контролировать спидометр частных автомобилей – занятие не для ленивых, да и вообще неблагодарное. Кто в здравом уме будет честно записывать его показания? А вот бензин купит каждый, причем по потребности, то есть в зависимости от пробега.
Возникает вопрос: а что же с дорогами? Ведь если деньги собирают, то они куда-то тратятся? Самое интересное, что все наши «кровные» идут в бюджет и там растворяются. «А он же не целевой, – сказал про налог заведующий сектором по связям со СМИ и общественностью минтранса РТ Азат Шакиров. – «Что собрали, то и тратим» – такого нет. Необходимые на дороги суммы идут из бюджета в целом».
Кстати, в Татарстане после того, как транспортный налог повысили, создали экспертно-экономический совет, призванный решать вопросы, связанные с дорогами, автомобилями, перевозками. Так вот, в первую очередь члены совета обсудили вопрос возможного воссоздания «дорожно-транспортного фонда». «Он должен аккумулировать средства для развития всей транспортной инфраструктуры, а не только автодорог, – считает заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Александр Тыгин. – Средства должны направляться и на создание логистических центров, и на строительство вокзалов, и на развитие объектов придорожной инфраструктуры, т.е. на сбалансированное развитие всего транспортного комплекса».
Думаете, почему так? А потому что деваться автомобилисту некуда. Вот на него сели и поехали!