Обращаться в судебные органы посоветовали обманутым автовладельцам в Роспотребнадзоре и УБЭП. Только так можно попытаться вернуть свои деньги со страховой компании. Тем не менее даже в этом случае результат совершенно не ясен. Все зависит от каждого конкретного случая, разводят руками специалисты по борьбе с экономическими преступлениями.
На проходившем сегодня брифинге «О состоянии дел в автостраховании» представители правоохранительных органов и Роспотребназора пытались прояснить сложившуюся на рынке непростую ситуацию. Дело в том, что все больше автовладельцев попадают в неприятную ситуацию, когда страховая под любыми предлогами отказывается выплачивать страховую выплату, либо сильно занижает экспертную оценку повреждений, или просто затягивает процесс, вообще ничего не объясняя. В офисы недобросовестных компаний уже выстраиваются целые очереди, а суды все чаще рассматривают подобные дела. Однако гарантии торжества справедливости и закона ждать не приходится. На брифинге об этом было сказано вполне определенно.
«Когда к нам обращаются граждане, в основном по вопросам имущественного характера, мы не можем применить административные нормы, – признается главный специалист экспертного отдела по защите прав потребителей управления Роспотребнадзора по РТ Наталья Наумова. – Ни один госорган не в силах заставить выплатить ту или иную компанию какие-то денежные средства. Тем более что отношения, которые вытекают из договора страхования, не регулируются законом о защите прав потребителей. В управление очень часто поступают жалобы заявителей о превышении сроков страховых выплат, выплаты неустойки либо о кабальных условиях договора. Здесь нормы закона о защите прав потребителей в части имущественного характера не применяются. В этих случаях работают уже специальные законодательные акты и Гражданский кодекс».
Наталья Наумова пояснила, что зачастую люди сами виноваты в том, что подписывают документы, где заранее прописаны условия, ущемляющие их гражданские права. Если и они не выполняются, то тогда начинает действовать определенный претензионный порядок.
Заместитель начальника УБЭП МВД по РТ Ренат Гайнутдинов насчитал 138 дел, связанных со страхованием, которыми занималось его подразделение в этом году. Он отметил, что наблюдается 50-процентный сдвиг в сторону увеличения преступлений со стороны юридических лиц, в частности страховых компаний. В прошлом году подобных дел было в два раза меньше.
В ходе обсуждения удалось хоть немного прояснить ситуацию с тем, что же делать автовладельцу, если страховая его «кинула».
Наталья Наумова посоветовала обращаться в федеральную службу страхового надзора. «Там имеются все данные о каждой страховой компании, какие обязательства, кто правопреемник и так далее», – сказала она.
Ренат Гайнутдинов вспомнил о Российском союзе страховщиков, которые, по его мнению, компенсирует выплаты обанкротившихся компаний.
«Чтобы не попасть в подобную ситуацию, прежде чем подписывать договор, зайдите в Интернет, – сказал он, – посмотрите, что люди пишут про ту или иную компанию. На форумах высказываются вполне откровенно и делятся своими впечатлениями. Таким образом можно составить для себя картину того, как работает компания. То есть учитесь на опыте других потребителей».
Однако все равно выводы замначальника УБЭП неутешительны: «Насколько реально получить свои деньги в случае судебного разбирательства со страховой компанией, зависит от каждого конкретного случая, – признает Гайнутдинов. – Если обязательства со стороны страховой не были выполнены, то я больше чем уверен в том, что права ее клиента будут защищены. А вот что касается взыскания денег, то тут как получится. По закону о банкротстве имущество фирмы изымается, продается и пострадавшим все компенсируется. Если же этого недостаточно, а правопреемника компании нет, то я сомневаюсь, что обязательства будут выполнены».
Более четко знают, что делать, в юридических фирмах.
«Если страховая компания отказала вам в выплате или занизила ее размер, следует в первую очередь выяснить причину, – говорит генеральный директор ООО «СБ "ЧерновЪ и Партнеры"» Александр Чернов. – Сделайте это в письменном виде – напишите претензию, обязательно с отметкой о принятии. Возможно, сам факт того, что вы так просто сдаваться не собираетесь, убедит отдел выплат в том, что нужно произвести вам выплату в полном объеме. Если же на вашу претензию не отвечают, либо вы с ответом не согласны, имеет смысл проконсультироваться с юристом. По итогам консультации вы можете принять решение о том, имеет ли смысл подавать в суд (вдруг вы сами не правы?), справитесь ли вы с судебным процессом или хотите доверить его юристу. От себя могу добавить, что если в выплате вам отказали необоснованно, бороться стоит. Мы, например, за 9 месяцев 2009 года выиграли 202 дела и взыскали со страховых компаний в пользу наших клиентов более 45 млн рублей».
Получается, что каждый раз, заключая договор со страховой компанией, автовладелец играет в русскую рулетку с деньгами. Как повезет.